Значение пахомий нерехтский в православной энциклопедии древо. Пахомий нерехтский, преподобный Смотреть что такое "Пахомий Нерехтский" в других словарях

  • 22.11.2023

ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Пахомий Нерехтский (+ 1384), преподобный.

Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Иаков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест-венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре-пят-ст-вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диаконы. Святой Алек-сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте-лем Царе-Констан-тиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игу-мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко-то-рого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Влади-мир, чтобы осмотреть воссоздан-ную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз-ни, назидая братию сло-вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра-тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда-ляется в Ко-стромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.

Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново, Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.

Преподобный скончался 21 марта 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого.

Св. мощи его, обретенные нетленными в 1657 , почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря. В 1675 г., преподобный Пахомий был канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых .

Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 21 марта - в день преставления.

Тропарь Пахомию Нерехтскому, глас 4

Житейския молвы, преподобне, отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие, и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы, в молитвах же и трудех прилежа Богови, процвел еси яко финикс, быв образ утешения духовнаго, преподобне отче Пахомие, моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1072.htm

http://www.saints.ru/p/Pahomii_Nerehtskii.html

Скорее всего в одной из дат опечатка: 1657 или 1675. Мощи обычно обретаются в год прославления.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ
    Пахомий Нерехтский (в миру Иаков) - преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в миру Иаков) — преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (в миру Иаков) ? преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ
    (Pachomios) [около 287, Сне (Эснех), Верхний Египет,- 14.5.347, Пабау (Фебоу), там же], основатель киновитства (общежительной формы монашества) . Сын …
  • ПАХОМИЙ
    ПАХ́ОМИЙ ЛОГОФЕТ (Пахомий Серб) (?- 1480-е гг.), рус. писатель-агиограф, монах. Выходец из Сербии. Жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя …
  • ПАХОМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАХ́ОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 290-346), христ. святой, монах. Родом из Египта, подвизался в Фиваидской пустыне. Впервые основал монастырь на началах общежития …
  • ПАХОМИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПАХОМИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Пахомий, (Пахомиевич, Пахомиевна и Пахомьевич, …
  • ПАХОМИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Кенский (ум. ок. 1515), преподобный, ученик преподобного Александра Ошевенского, основатель и первый игумен Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской пустыни (упразднена в 1764). …
  • ПАХОМИЙ РУССКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Русский, Афонский (+ 1730 ), преподобномученик. Память 7 мая в день кончины В …
  • ПАХОМИЙ КЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Кенский (+ ок. 1515), игумен, преподобный. Память в первую субботу после Крещения …
  • ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Великий (+ 348), преподобный, ученик преп. Паламона Фиваидского, наряду с Антонием Великим …
  • ПАХОМИЙ ВАЛААМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Валаамский (+ 1578), послушник, преподобномученик. Память 20 февраля. Мученически пострадал 20 …
  • ПАХОМИЙ (ШПАКОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Шпаковский) (1672 - 1723), митрополит Воронежский и Елецкий. Родился в первых числах …
  • ПАХОМИЙ (ТУРКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Туркевич) (1864 - 1937), игумен, преподобномученик. В миру Туркевич Павел Акимович. …
  • ПАХОМИЙ (СИМАНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Симанский) (+ 1789), епископ Устюжский и Тотемский. С 1753 г. - архимандрит Волоколамского …
  • ПАХОМИЙ (ГАЧИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Гачич) (род. 1952), епископ Враньский. В миру Томислав Гачич, родился 17 октября 1952 …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий Логофет - известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 года; около 20 лет провел …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVII ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVII века. С 1638 по 1641 г. был игуменом Хутынского новгородского монастыря, потом архиепископом астраханским; умер в …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVI ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVI века, монах. Известен как составитель повести о ярославских князьях Василии и Константине Всеволодовичах (XIII век) и …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пахомий Серб) (?-1480-е гг.) русский писатель-агиограф (жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя Хутынского монастыря); виртуоз орнаментального стиля "плетения …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Логофет, Пахомий Серб (гг. рождения и смерти неизвестны), учёный монах, писатель-агиограф 15 в. Серб по происхождению. Прибыл с Афона на …
  • ФЕОДОР ОСВЯЩЕННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Освященный (ок. 316 - 368), преподобный. Ученик преподобного Пахомия Великого. Назван «освященным» …
  • СОБОР КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Костромских святых Память 23 января. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на …
  • СЕРАФИМ САРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим Саровский (1754 - 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви. Память 2 января …
  • КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Костромская и Галичская епархия Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 156000, г. Кострома, ул. …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …

Преподобный Пахомий Нерехтский - основатель монастыря.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мирское имя – Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма.

Первые дни существования.

Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества.

В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Па хомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Па-хомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.

В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова монастыря, и приходской церкви – является подлинной летописью этого места).

Монастырь после октябрьского переворота.

После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.

В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.

Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.

В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины...

Возрождение обители.

В мае 1990 года, в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. Первые немногочисленные сестры, прибывшие в нашу обитель, во всей полноте испытали на себе трудности возрождения некогда прославленной святыни. Запустение, разруха, поруганные храмы, обилие мусора и отсутствие самых необходимых условий для жизни. Ныне главный храм обители - собор во имя Пресвятой Троицы восстановлен почти полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, в скором времени будет восстановлено и его богатое и благолепное внутреннее убранство, прежде всего иконы и росписи.

Очень важное место в жизни обители занимает благотворительная деятельность. В 1998 году при монастыре были открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита Московского. Престарелые и дети в обители окружены особенной заботой, так как среди сестер есть и медики, и педагоги, успешно применяющие в обители свои профессиональные знания. Сейчас закончено строительство нового двухэтажного корпуса для детского приюта с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. Также в обители есть подсобное хозяйство и мастерские. Обрабатывается 20 гектаров земли, имеется небольшая ферма. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей в прежние времена традиции рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная мастерские, работают мастерицы вышивки.

22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия.

За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии.

Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора

В настоящее время число насельниц обители составляет 40 человек. В детском приюте при монастыре проживают 25 воспитанниц, в богадельне – 10 человек.

Дни памяти: 21 марта, 15 мая


реподобный Пахомий , родился в первой четверти XIV века в городе Влади­мире на Клязьме. Мирское имя его было Иаков. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию. Особенно любил Иаков молиться в монастыре во имя Рождества Пресвятой Бого­родицы, и в этой славной обители он принял иноческое пострижение с име­нем Пахомия. «И возгорелось Духом Святым сердце его, - говорит древний жизнеописатель преподобного, - и затре­петала душа его Божественной любовью, ибо огонь Божественной благодати зажег душу его, и восхотел быть иноком. - Дух Святый вел его на этот путь».

О тец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре­пят­ст­вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества. Новопостриженный юноша передается опытному старцу, строгому и требовательному духовному вождю, и беспрекословно подчинился ему: отрешается от своей воли и сдерживает желание своего сердца. Прошло сорок дней искуса, и настоятель посылает Пахомия в братскую пекарню. Неуто­мимо трудится здесь преподобный, работая днем и проводя без сна ночи, томя юную плоть свою.

Т ак прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диакона. Святой Алек­сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте­лем Царе-Констан­тиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игу­мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко­то­рого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Влади­мир, чтобы осмотреть воссоздан­ную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.

Н есколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз­ни, назидая братию сло­вом и примером. Но затем «Божия благодать пришла на него», и явилось у него желание перенести свои подвиги на место, где еще не сияли светом благочестия христианские подвижники. Ночью, тайно от бра­тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда­ляется в Ко­стромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.
С собою принес подвижник из имущества только две книги: «правильную кни­жицу» и Псал­тирь.

Н ерехта упоминается первый раз в 1214 году, и в половине XIV века она пред­став­ляла собой, вероятно, значительное промышленное селение. В Нерехте Пахомий остановился на несколько дней у одного странноприимного мужа и в это время искал места, удобного для создания новой обители. Такое место нашел преподоб­ный в двух верстах от селения на восток: оно отличалось кра­сотой, было возвышен­но и поросло лесом: вокруг него протекало две реки - Солоница и ее приток, речка Гридевка. Место представляло собой полуостров и издревле называлось Сыпаново городище, Сыпанова гора или просто Сыпаново. Пле­ненный красотою Сыпанова, подвижник просил жителей Нерехты уступить ему полуостров, на котором можно бы было поставить монастырь, и землю для обзаведения монастырского хозяйства. С радостью согласились исполнить просьбу нерехтчане, которым было очень приятно поселение у них святого, и усердно помогали преподобному Пахомию в устроении места для обители: рубили лес, расчищали землю, поставили малую келлию самому подвижнику. Пре­подобный на свои и на собранные с народа средства написал образ Живона­чальной Троицы и с крестным ходом, сопровождаемый толпою народа, принес образ на Сыпаново. На месте основания храма образ был поставлен и отпет молебен. Разошелся народ по домам, а преподобный в своей келлии молился Богу, благодарил Его за успешное начатие дела и сказал: «Здесь покой мой; здесь я вселюсь и стану жить, и пусть будет то, что угодно Богу».

Ж ители Нерехты с большой охотою ежедневно приходили к преподобному Пахомию и помогали ему в трудах устроения монастыря. Преподобный усердно трудился с приходившими мирянами, благодарил жертвователей. Пример нерехтчан нашел подражателей среди окрестных жителей, которые также трудились с Пахомием. Появились желающие сожительствовать подвижнику в его пустыни; он с радостью постригал их в иноческий образ и принимал, как чадолюбивый отец. Все было приготовлено к открытию Троицко-Сыпановой обители.

Т огда преподобный Пахомий отправился с одним из братий в Москву и просил у митрополита Алексия благословение на построение храма в обители. Свя­титель с радостью принял подвижника, давно ему знакомого, вел с ним душе­полезную беседу, без замедления дал благословенную грамоту и антиминс. По возвращении из Москвы преподобный еще ревностнее спешил окончить Троиц­кий храм, еще усерднее работали с ним нерехтчане и окрестные жители. Вскоре храм был готов, украшен иконами, снабжен книгами и торжественно освящен при участии ближайшего духовенства и при стечении множества народа.

О кончив храм, преподобный Пахомий заботливо устраивает монастырь. Братия и многие посетители обители ставят братские келлии. Монастырь обносят стеною. Для пропитания братии заводится хлебопашество: вырубается окрест­ный лес, выжигается заросль и появляются поля, засеянные рожью, жи­том и овсом. Все это делал преподобный затем, чтобы братия не были празд­ными и питались от своих трудов, а не одними приношениями мирских людей. Этого мало. Помня, что монастырь устроился на пожертвования мирян и даже при их трудовом содействии, преподобный Пахомий поставил за монастыр­ской стеною гостиницу для «гостей», то есть приходящих в обитель богомольцев. Исполняя долг гостеприимства, подвиж­ник кормил пришельцев мо­настырским хлебом и сам с братией вкушал вместе с ними трапезу. Вместе с внешним шло и внутреннее устроение Пахомиевой обители. Подвижник дал ей строгий обще­жи­тель­ный устав, определил монастырские должности: келаря, казначея, чтеца, певца и екклесиарха. В конце концов Нерехтский монастырь стал отличаться таким порядком, что другие монастыри стали ставить его в образец себе. Это вызы­вало и более усердные жертвы окрестных христолюбцев: они давали святому на строение монастыря, каждый от своего имения, кто сколько мог. Один зажи­точный нерехтчанин пожертвовал монастырю два колоко­ла, третий устроил под­вижник на собственные средства.

В трудах и заботах о своей обители, в молитвенных подвигах и попечении о спасе­нии души своей состарился преподобный Пахомий, занемог и почувст­вовал при­ближение кончины. Инокам, окружившим одр, он сказал прощальное настав­ление: «Братия! - начал подвижник, - ныне отхожу от вас и вручаю вас всех Пресвятой Троице и Пречистой Богородице. А вы выберите вместо меня, кого хотите, настоятелем».

В ответ братия заплакали и единогласно сказали умирающему старцу: «Отец наш и пастырь! Не лучше ли и нам быть погребенным с тобою, чем здесь оставаться без тебя!»

П реподобный утешил иноков, советовал им надеться на Бога и выбрал им в игумены на свое место Феодора, постриженника Владимирского Рождествен­ского монастыря, оттуда пришедшего в Сыпановскую пустынь. И много святой поучал братию и наставлял на путь спасения, как соблюдать чин и устав мо­настыря, а в заключение прибавил: «Братия! Терпите находящие на вас скор­би и беды на сем месте, да обрящете благодать Божию». После того препо­добный испросил у братии прощение, дал им последнее благословение и отпустил с миром по келлиям. 21 марта он приобщился Святых Таин, взирая на иконы, провозгласил: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», - и скончался. Это было в 1384 году.

П огребение останков угодника Божия было очень торжественно, при большом стечении народа. Честные мощи преподобного положены были по пра­вую сторону алтаря Троицкого собора. Когда в Сыпанове строили каменную церковь на месте деревянной, 6 мая 1675 года они обретены нетленными, но оставлены под спудом. Потом над ними был устроен придел во имя угодника Божия. Теперь его святые мощи почивают на левой стороне Пахомиевского придела, против северных врат алтаря. Красивая металлическая рака возвы­шается над ними, а поверх ее положен образ преподобного Пахомия.

Г осподь Бог прославил Своего угодника даром чудотворений как при жизни его, так и по смерти.

В Нерехте во дни преподобного Пахомия проживал человек, преданный неумерен­ному пьянству. От вина он лишился рассудка, бесновался и говорил бессмыс­лицу. Много заботились о нем родные, желая исцелить его от болезни, но напрасно. 1 августа, во время освящения воды, когда преподобный шел на речку Гридевку, родственники вели несчастного в монастырь. Остановив крест­ный ход, подвижник велел привести больного к иордани, где происходило водо­освящение, и осенил его крестом. Безумный бросился в воду и кричал: «Ах, как больно мне: старец опалил меня огнем». При этом он оставался в речке, которая неглубока, плакал и молился на иконы; рассудок вернулся к нему. Исцеленный потом рассказывал, что из креста вышел огонь, который опалил его. После литургии Пахомий дал исцеленному просфору, и он навсегда изба­вился от своей болезни.

И нок Иринарх, поселившийся в монастыре при жизни преподобного и много по­могавший ему в устроении обители, был искусным живописцем. Через два года после кончины святого напал на Иринарха блудный помысл и тяжко мучил его. Инок покаялся в своем грехе открыто перед всей братией, но и это не помогло ему. Он постился, молился и, наконец, обратился к заступлению препо­добного Пахомия, могилу которого посещал каждый день. В одну ночь, утом­ленный молитвой и возвратясь с могилы, Иринарх заснул и видит во сне свето­лепного старца, украшенного сединами, имеющего долгую бороду, белую, как снег, и с жезлом в руке. Старец сказал: «Брат Иринарх! Так всегда молись Господу Богу и Пречистой Богородице, Гос­подь помиловал тебя, не согрешай впредь: вот исцеляет тебя Господь от помысла твоего».

П ри этом чудотворец ударил инока по левому бедру жезлом. Иринарх в ужасе вскочил и видит перед собою преподобного Пахомия, который говорит: «Не бойся, чадо! Ты теперь видишь меня: напиши же образ подобия моего, потому что Господь сопричислил меня к лику преподобных».

П роснувшись, Иринарх рассказал о своем видении игумену и братии и в удос­тове­рение показал след удара на бедре своем. Исполняя волю почившего святого, Иринарх написал образ его, который стоит над гробницею и сох­ра­няется доныне.

В селе Иванькове, близ Костромы, в конце XVIII и начале XIX вв. жил помещик Протасьев. Он долго болел глазами и наконец ослеп. Несчастный не знал, что делать. Но вот является ему во сне старец и советует помолиться преподобному Пахомию. Между тем Протасьев и не знал, где лежат его мощи. Один знакомый ему сказал, что преподобный Пахомий лежит в Сыпанове, и больной с радостью и надеждой явился туда. Целый день горячо молился Протасьев у раки препо­добного и совершенно прозрел. В благодарность за исцеление свое он сделал серебряную ризу на гробовую икону преподобного.

В 1811 году в церкви Сыпанова работали живописцы. Один из них, Соколов, работал в куполе, но так лениво, что священник хотел удалить его. Внезапно Соколов тяжко занемог, заболела и его семья. Чувствуя приближение смерти, живо­писец раскаялся в небрежности своей. Тогда явился ему во сне препо­добный Пахомий и говорит: «Вставай и впредь так не делай». Явление так сильно подействовало на Соколова, что, скоро выздоровев, он с усердием принялся за работу и прекрасно исполнил стенную живопись.

Р ассказывают, что преподобный Пахомий еще раз явился живописцу перед тем, как писать ему на стене изображение угодника Божия. Пробудившись, Соколов немедленно взялся за кисть, чтобы не забыть черты лица преподобного Пахомия.

В 1843 и 1892 гг. жители Сыпанова были чудесно избавлены предстательством преподобного от пожара. Но особенно памятна для нерехтчан и всего Нерехт­ского края помощь угодника Божия во время холерных эпидемий 1848 и 1853 гг.

С весны 1848 года холера сильно распространилась по Костромской губернии. В Нерехте началась она в мае и скоро превратилась в мор. Прихожане села Сыпанова обратились с молитвой к преподобному Пахомию, и он избавил их от смертоносной язвы. Когда совершали крестный ход по селу и дерев­ням при­хода, болезнь немедленно прекращалась; отчаянные больные немед­лен­но выздоравливали. В Нерехту икона преподобного принесена была в самый разгар эпидемии и оставалась десять дней, и там очень мало умерло из заболев­ших, - всего 9 человек из 300. Носили икону чудотворца и по соседним селениям и деревням.

Ч ерез пять лет повторились подобные явления милости Божией по молитвам преподобного Пахомия. В одной деревне был тяжко болен холерой старик. Без чувств лежал он, и родные ждали его смерти. Вдруг он вздрогнул и спросил: «Несут ли угодника?» Ему сказали, что с образом уже входят в деревню. Больной тотчас же встал, пошел навстречу иконе и носил ее по домам деревни совер­шенно здоровый. Так награждена была вера в помощь угодника Божия. Зато неверие наказывалось. Один врач и жена его смеялись над приверженностью пра­вославных к иконам и набожностью народа. В тот же день заболели они холерой и в страшных мучениях скончались.

В 1866 году по молитвам преподобного Пахомия прекратился в Сыпанове падеж скота.

К 1892 году совершилось чудо над крестьянкой Елизаветой Федосеевой. Около двух лет у нее была нестерпимая ломота в ногах и пояснице; больная сначала еле ходила, потом более полугода почти не вставала. Много лечилась она у врачей, но ничего не помогало. Часто молилась она, прося Господа вразумить ее, куда ей идти на богомолье, чтобы получить исцеление. Молитва ее была услышана.

«В о сне ясно увидала я, - рассказывала сыпановскому священнику Елиза­вета, - будто молюсь в Пахомиев день, 15 мая, вот здесь у Троицы, стою же я в ограде, так как народа было множество, а когда пошли крестным ходом, от иконы преподобного Пахомия исходило необыкновенное сияние. Преподобный мне в эту же ночь явился в том виде, как написан на иконе, и велел сходить помо­литься об исцелении перед его мощами. Как только я пробудилась, тотчас же дала обещание сходить в Сыпаново к преподобному и отслужить молебен; с этого же дня выздоровление мое пошло быстро, и вот я совершенно здорова. Не знаю, как и благода­рить угодника».

Б лагодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного в его обители началось вскоре после его кончины, как это видно из чуда с Иринар­хом. После обретения мощей преподобного Пахомия (в 1675 году) почитание его, естественно, усиливается: устраивается придел во имя его в одну связь с Троицкой церковью и каменная гробница над мощами. Дважды в год местно празднуется память угодника Божия: 21 марта/3 апреля - в день кон­чины, и 15/28 мая - в день его Ангела. Тогда бывает большое стечение бого­мольцев к приходской Троице-Сыпановской церкви, стоящей на месте закры­того в 1764 году монастыря.

Т ропарь преподобного П ахомия Н ерехтского

глас 4

Ж итейских молв, преподобне, отвергся/ и, яко птищ, обрете себе в пустыни безмолвие,/ в молитвах и бдении прилежа Богови,/ преподобне отче Пахомие,/ и остави древнее пребывание,/ и отыде в пустыню, и в ней водворися,/ и состави обитель во Имя Пресвятыя Троицы,/ и процвел еси, аки финикс,/ и бысть образ утешения духовнаго./ Темже, преподобне Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.

К ондак преподобного П ахомия Н ерехтского

глас 4

В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобне Пахомие,/ молися о спасении душ наших.


Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим († 348), 5 мая в день обретения мощей, 23 (21?) марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

В начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними.

Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.

Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его. обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.

В 1840 г. заболел иконописец Соколов, работавший над реставрацией Сыпановской церкви. Он понял, что Бог наказывает его за небрежное отношение к работе. Ночью во сне явился ему прп. Пахомий и сказал: "Встань и больше так не делай!" Соколов проснулся исцеленным. По этому видению он написал икону преподобного со свитком в руке, на котором были написаны его слова: "Братие, терпите всякую скорбь и тесноту на месте сем, да обрящете милость Божию!" Икону эту принесли в Нерехту во время холеры 1846 г., и из 300 больных 291 выздоровел. В 1853 г. эпидемия повторилась; один старик, бывший без памяти, вдруг открыл глаза и спросил: "Идет угодник Божий?" В это время святую икону вносили в деревню. Он встал здоровым и сам носил святую икону в крестном ходе из дома в дом. На этот раз умерли лишь врач и его жена, неверующие и смеявшиеся над почитанием святых икон. После молебна прп. Пахомию в 1842 г. прекратился пожар и в 1853 г. - падеж скота. В 1892 г. прп. Пахомий явился крестьянке Елизавете Феодосеевой, больной почками, и велел ей идти в Сыпаново на богомолье. Ей сразу же стало легче, а окончательное исцеление она получила у мощей прп. Пахомия.

Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим († 348), 5 мая в день обретения мощей, 23 (21?) марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

В начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними.

Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.

Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его. обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.

В 1840 г. заболел иконописец Соколов, работавший над реставрацией Сыпановской церкви. Он понял, что Бог наказывает его за небрежное отношение к работе. Ночью во сне явился ему прп. Пахомий и сказал: "Встань и больше так не делай!" Соколов проснулся исцеленным. По этому видению он написал икону преподобного со свитком в руке, на котором были написаны его слова: "Братие, терпите всякую скорбь и тесноту на месте сем, да обрящете милость Божию!" Икону эту принесли в Нерехту во время холеры 1846 г., и из 300 больных 291 выздоровел. В 1853 г. эпидемия повторилась; один старик, бывший без памяти, вдруг открыл глаза и спросил: "Идет угодник Божий?" В это время святую икону вносили в деревню. Он встал здоровым и сам носил святую икону в крестном ходе из дома в дом. На этот раз умерли лишь врач и его жена, неверующие и смеявшиеся над почитанием святых икон. После молебна прп. Пахомию в 1842 г. прекратился пожар и в 1853 г. - падеж скота. В 1892 г. прп. Пахомий явился крестьянке Елизавете Феодосеевой, больной почками, и велел ей идти в Сыпаново на богомолье. Ей сразу же стало легче, а окончательное исцеление она получила у мощей прп. Пахомия.