Война и мир особенности композиционной структуры романа. Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н

  • 18.09.2022

Композиция романа «Война и мир»

Война и мир” - широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, - говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в “Войне и мире” я любил мысль народную…”

Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык.

В “Войне и мире” нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского дворца, великосветской гостиной, помещичьей усадьбы на поле сражения, в госпиталь, в барак военнопленных. До читателя доносятся отзвуки буржуазной Французской революции, перед ним проходят европейские войны 1805-1807 и 1812-1813 годов, разгораются великие битвы народов, рушится империя Наполеона. Наряду с этим автор показывает недовольство своим положением крепостных крестьян, законодательную деятельность Сперанского, общий патриотический подъем 1812 года, наступление реакции, организацию первого тайного революционного общества.

Кульминацией “Войны и мира” является Бородинское сражение. Эта кровопролитная битва, в которой силы воюющих сторон были напряжены до последнего предела, стала исходным моментом спасения России, с одной стороны, гибелен армии Наполеона и крушения его могущества - с другой. Эпилог, из которого мы узнаем об организации тайного общества, воспринимается как начало нового романа.

В качестве героев романа выступают как вымышленные действующие лица, так и знаменитые исторические деятели.

В свете всех этих исторических событий и явлений Толстой изображает крестьянство и городскую бедноту, придворное и поместное дворянство, передовую дворянскую интеллигенцию.

Изображению жизни и характеров людей придают живость и яркость широкие бытовые полотна: полковая жизнь солдат и офицеров, госпиталь, жизнь крепостной деревни, торжественные званые обеды в Москве, раут и бал в Петербурге, барская охота, ряженые и т. д.

Основные действующие лица романа взяты из дворянской среды, в этом же направлении развивается и сюжет. Через весь роман проходит история четырех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных и несколько раз менявшей свой состав, кроме главного героя, семьи Безуховых. Эти четыре повествовательные линии положены в основу сюжета “Войны и мира”. Однако не только Ростовы, Болконские, Курагины, Безухов, неизменно находящиеся в поле зрения автора, не только такие крупные исторические фигуры, как Кутузов и Наполеон, приковывают его внимание: все 559 действующих лиц находят свое определенное место в романе, их характеры и поведение социально и исторически обусловлены. Одни из них появляются ненадолго и затем теряются в общей массе, другие проходят через все произведение, но все они воспринимаются читателем как живые люди. Нельзя ни забыть, ни смешать друг с другом, если они обрисованы даже немногими чертами, как, например, Лаврушка, офицер Телянин, княгиня Курагина, староста Дрон, пляшущий на морозе без подметки солдат и бесконечное множество других.

Но главным героем здесь является народ, в центре внимания автора - его массовый образ. В “Войне и мире” встречаются ярко очерченные характеры, почти не выступающие из общего массового фона. Они заявляют о себе одной-двумя репликами, получают меткую, но мгновенную обрисовку иногда в двух-трех штрихах, появляются на сцене один-единственный раз в пределах немногих строк и затем исчезают, чтобы более не вернуться. Показывая с исключительной силой и убедительностью патриотизм, человечность, чувство правды и справедливости русского народа и тяготеющей к нему лучшей части дворянской интеллигенции, Толстой противопоставляет им оторвавшуюся от народа придворную аристократию, находящуюся в состоянии безнадежного морального распада. В то время как народные массы, переживая тяжелые страдания и лишения, напрягают все силы для борьбы с врагом, придворные занимаются ловлей рублей, крестов и чинов; графиня Без-ухова ведет переговоры с иезуитами и вступает в “лоно католической церкви” в целях заключения брака с иностранным принцем и т. п. Так, перед читателем в плане антитезы выступают два социальных мира.

Прием контраста используется Толстым и при сопоставлении народного полководца Кутузова и завоевателя Наполеона.

Большую значимость имеет этот композиционный прием и при изображении других действующих лиц, как, например, Андрея Болконского и Пьера, а также целых групп различного внутреннего склада людей (офицеров разного типа, как, например, Тушин, Тимохин, Дохтуров, с одной стороны, и Берг, Жерков, Бенигсен и пр. - с другой).

Читая роман, замечаешь, что образы, имеющие обличительный характер, как Курагины, Долохов, Берг, Наполеон, Александр I, даны статично; характеры же положительных героев, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская, показаны в развитии, во всей сложности и противоречивости их внутренней жизни. Это изумительное искусство изображения внутренней жизни человека в ее непрестанном движении, эта гениальная способность проникновения в самые тайники душевной жизни, равной которой мы до Толстого не знаем, была впервые отмечена Чернышевским. Он писал о произведениях Л. Н. Толстого, что писателя интересует “всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души”. И дальше: “Это изображение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным… та сторона графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу”.

Во время своего пребывания в Ясной Поляне В. Г. Короленко как-то сказал Льву Николаевичу: “Вы умеете схватить это движущееся в человеческой природе и запечатлеть его, а это самое трудное”.

Эта внутренняя динамика мыслей, чувств, стремлений любимых героев Толстого на протяжении всего романа в основном определяется их исканиями тех возможностей, при которых жизнь наполнилась бы содержанием, осмыслилась широкой полезной деятельностью, и хотя их путь неровен, вся их жизнь - движение вперед.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО СОМК

Краснотурьинский филиал

РЕФЕРАТ

на тему: «История создания, смысл названия, композиция и жанр романа Л.Н. Толстова «Война и мир»»

Выполнила: студентка

Зинятуллина Айгель

группы М191

Руководитель:

преподаватель Соколова С.В.

Краснотурьинск 2011

Введение

1. История создания

2. Смысл названия

3. Композиция

Заключение

Приложение

Введение

Роман Л. Н. Толстова «Война и мир» имеет свою историю создания, значение названия, своеобразную композицию и жанр, названный не иначе, чем роман-эпопея. Каков был изначальный сюжет этого произведения и что хотел сказать этим автор? И почему он дал такое название? Какова композиция и жанр? Ниже я приведу ответы на эти вопросы.

1. История создания романа

жанр роман война мир толстой

Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году - эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел - запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны - Толстой назвал «Три поры». Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.

Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно-политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи - о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.

Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, - указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, - я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.

Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.

При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805-1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.

Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.

Два дня Толстой пробыл в Бородине. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, - своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», - записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.

На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов - от юношей до стариков. В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. "Война и мир", посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.

2. Смысл названия романа

На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805--1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых -- человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” -- состояние отсутствия войны и “мiр” -- человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен, прежде всего, проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?

Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.

С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805--1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.

Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.

И, наконец, мир для Толстого -- синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.

Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.

3. Композиция романа

«Война и мир» -- широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С.А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л.Н. Толстого. «Я стараюсь писать историю народа», -- говорил он. «Что б произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную…»

Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык.

В «Войне и мире» нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского дворца, великосветской гостиной, помещичьей усадьбы на поле сражения, в госпиталь, в барак военнопленных. До читателя доносятся отзвуки буржуазной французской революции, перед ним проходят европейские войны 1805--1807 и 1812--1813 годов, разгораются великие битвы народов, рушится империя Наполеона. Наряду с этим автор показывает недовольство своим положением крепостных крестьян, законодательную деятельность Сперанского, общий патриотический подъем 1812 года, наступление реакции, организацию первого тайного революционного общества.

Кульминацией «Войны и мира» является Бородинское сражение. Эта кровопролитная битва, в которой силы воюющих сторон были напряжены до последнего предела, стала исходным моментом спасения России, с одной стороны, гибели армии Наполеона и крушения его могущества -- с другой. Эпилог, из которого мы узнаем об организации тайного общества, воспринимается как начало нового романа.

В качестве героев романа выступают как вымышленные действующие лица, так и знаменитые исторические деятели.

В свете всех этих исторических событий и явлений Толстой изображает крестьянство и городскую бедноту, придворное и поместное дворянство, передовую дворянскую интеллигенцию.

Изображению жизни и характеров людей придают живость и яркость, широкие бытовые полотна: полковая жизнь солдат и офицеров, госпиталь, жизнь крепостной деревни, торжественные званые обеды в Москве, раут и бал в Петербурге, барская охота, ряженые и т. д.

Основные действующие лица романа взяты из дворянской среды, в этом же направлении развивается и сюжет. Через весь роман проходит история четырех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных и несколько раз менявшей свой состав, кроме главного героя, семьи Безуховых. Эти четыре повествовательные линии положены в основу сюжета «Войны и мира». Однако не только Ростовы, Болконские, Курагины, Безухов, неизменно находящиеся в поле зрения автора, не только такие крупные исторические фигуры, как Кутузов и Наполеон вызывают его внимание: все 5-59 действующих лиц находят свое определенное место в романе, их характеры и поведение социально и исторически обусловлены. Одни из них появляются не надолго и затем теряются в общей массе, другие проходят через все произведение, но все они воспринимаются читателем как живые люди. Нельзя ни забыть, ни смешать друг с другом, если они обрисованы даже немногими чертами, как, например, Лаврушка, офицер Телянин, княгиня Курагина, староста Дрон, пляшущий на морозе без подметки солдат и бесконечное множество других.

Но главным героем здесь является народ, в центре внимания автора -- его массовый образ. В «Войне и мире» встречаются ярко очерченные характеры, почти не выступающие из общего массового фона. Они заявляют о себе одной-двумя репликами, получают меткую, но мгновенную обрисовку иногда в двух-трех штрихах, появляются на сцене один единственный раз в пределах немногих строк и затем исчезают, чтобы более не вернуться. Показывая с исключительной силой и убедительностью патриотизм, человечность, чувство правды и справедливости русского народа и тяготеющей к нему лучшей части дворянской интеллигенции, Толстой противопоставляет им оторвавшуюся от народа придворную аристократию, находящуюся в состоянии безнадежного морального распада. В то время как народные массы, переживая тяжелые страдания и лишения, напрягают все силы для борьбы с врагом, придворные занимаются ловлей рублей, крестов и чинов; графиня Безухова ведет переговоры с иезуитами и вступает в «лоно католической церкви» в целях заключения брака с иностранным принцем и т. п. Так перед читателем в плане антитезы выступают два социальных мира.

Прием контраста используется Толстым и при сопоставлении народного полководца Кутузова и завоевателя Наполеона.

Большую значимость имеет этот композиционный прием и при изображении других действующих лиц, как, например, Андрея Болконского и Пьера, а также целых групп различного внутреннего склада людей (офицеров разного типа, как, например, Тушин, Тимохин, Дохтуров, с одной стороны, и Берг, Жерков, Бенигсен и пр. -- с другой).

Читая роман, замечаешь то, что образы, имеющие обличительный характер, как Курагины, Долохов, Берг, Наполеон, Александр I, даны статично; характеры же положительных героев, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская, показаны в развитии, во всей сложности и противоречивости их внутренней жизни. Это изумительное искусство изображения внутренней жизни человека в ее непрестанном движении, эта гениальная способность проникновения в самые тайники душевной жизни, равной которой мы до Толстого не знаем, была впервые отмечена Чернышевским. Он писал о произведениях Л. Н. Толстого, что писателя интересует «всего более -- сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души». И дальше: «Это изображение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным… та сторона графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляют в его таланте особенную, только ему свойственную силу».

Во время своего пребывания в Ясной Поляне В. Г. Короленко как-то сказал Льву Николаевичу: «Вы умеете схватить это движущееся в человеческой природе и запечатлеть его, а это самое трудное».

Эта внутренняя динамика мыслей, чувств, стремлений любимых героев Толстого на протяжении всего романа в основном определяется их исканиями тех возможностей, при которых жизнь наполнилась бы содержанием, осмыслилась широкой полезной деятельностью и хотя их путь неровен, вся их жизнь -- движение вперед.

А рядом с ними «действовали» люди с омертвевшей душой: Курагины, Друбецкие, Берг, Бенингсен, Шерер и многие другие.

Исключительно важную композиционную роль играют в романе пленительные картины русской природы. Природа в изображении Толстого всегда неотделима от человека, от его внешней и внутренней жизни.

Для Толстого характерно также сочетание художественного изображения с философскими рассуждениями.

Всей совокупностью художественных композиционных приемов Толстого достигается многогранное, предельно ясное отражение исторических событий и жизни несокрушимого русского народа.

4. Жанр романа

Сам Толстой не давал конкретного определения жанра произведения, называя просто «книга». И был в этом полностью прав, потому что традиционные жанры, которые существовали до написания «Войны и мира» не могли полностью отобразить художественной структуры романа. В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т.д. Это позволяет характеризировать его как роман-эпопею. Эту жанровую форму впервые в России открыл именно Толстой.

«Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:

Совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.

Описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.

Имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.

В основе романа - грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.

Совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.

Толстой четко изобразил в романе особенности народной психологии, которые совместил с изображением личных особенностей отдельных персонажей, это придало особенною полифонию произведению, которое является отображением сложной и противоречивой эпохи.

Как известно, в основе романа лежит судьба, прежде всего, отдельной личности, а в эпопее осмысляется судьба целого народа. Толстой соединил в своем произведении особенности обоих жанров.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи. Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи.

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести. Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. В толстовском произведении отражено народное отношение к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Отличительная черта «Войны и мира» как романа заключается в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев, связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа. Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах. Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа. В нем рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Кроме того, это роман философский, в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Наконец, это психологический роман, отмеченный пристальным вниманием писателя к внутреннему миру героев.

Заключение

Итак, мы нашли ответы на вопросы: какова история создания романа-эпопеи «Война и мир», каково значение названия, а так же какова композиция и своеобразный жанр. Это произведение весьма большое, автор уложил его в 4 тома и в каждом томе от 3 до 5 частей и эпилога в четвертом томе. И не уделить этому роману хоть каплю внимания невозможно, ибо оно охватывает практически четверть века нашей истории и рассказывает историю жизни многих людей.

Приложение

Рис. Титульная страница издания романа 1873 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Список произведений писателя В. Суворова, посвященные событиям Второй мировой войны. Тема романа "Контроль" и его достоинства. Произведения "заволжского цикла" А.Н. Толстого, принесшие ему известность. Сюжетные линии романа "Хождение по мукам".

    презентация , добавлен 28.02.2014

    Работа Л. Толстого над романом "Война и мир". Сложная структура содержания романа-эпопеи. Основные характеристики языка, семантико-стилистические акценты, каузальная (причинно-следственная) фраза, взаимодействие изобразительно-выразительных средств.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2009

    Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир", созданный писателем в шестидесятых годах прошлого века, стал большим событием в русской и мировой литературе. Ещё в 1860 году писатель пытался обратиться к жанру исторического романа.

    сочинение , добавлен 18.07.2006

    Краткий очерк биографии А.С. Пушкина. История создания, содержание и сюжетная линия романа "Евгений Онегин". Действующие лица и поэтические особенности романа. Интересные факты о романе, его влияние на произведения в литературе, музыке и кинематографе.

    реферат , добавлен 26.06.2012

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Художественное своеобразие романа "Анна Каренина". Сюжет и композиция романа. Стилевые особенности романа. Крупнейший социальный роман в истории классической русской и мировой литературы. Роман широкий и свободный.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский - одна из самых трагических фигур романа "Война и мир". Постоянное развитие образа Пьера Безухова.


История создания работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля) Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист Затем - Петр Кириллович Безухов, 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»; 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.


Количество действующих лиц: более 600 Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год) События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой) История создания




Смысл названия В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность


МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др. МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина ВОЙНА: Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства; Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо В современном русском языке: Смысл названия


Понимание - непонимание Любовь - неприязнь Доброта - холодность Искренность - лживость Жизнь - смерть Разрушение - созидание Гармония - диссонанс Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей Жизнь народа без войны, общность, единение людей Смысл названия «Война и мир»


Проблематика романа Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная» Два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона); борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)


«Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» Л. Н. Толстой Жанр и композиция романа В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально- психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары


Жанр и композиция романа Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю): 1.Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала») 2.Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния («Тихий Дон» М. Шолохова, «Живые и мертвые» К. М. Симонова)


«Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки: совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей. описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века. имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях. в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени. совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п. Жанр и композиция романа


Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) Жанр и композиция романа Роман построен по принципу «сцеплений»: сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению


Историческая основа романа В романе описываются три этапа войны России с Францией. В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории. Во втором – гг., российские войска находились в Пруссии; Третий и четвертый тома посвящены Отечественной войне 1812 г. в России. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Жанр и композиция романа


Жанр и композиция романа Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных) Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия: Отношение к Родине и родному народу. Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.


Жанр и композиция романа Важнейшие художественные приемы в романе: основной прием – антитеза; приемы «отстранения», авторской характеристики; диалоги, монологи, внутренние монологи; художественная деталь, образы-символы Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе

Роман-эпопея Л.Н.Толстого является практически единственным произведением русской литературы такого масштаба. В нем раскрывается целый пласт истории – Отечественная война 1812 года, военные кампании 1805-1807 годов. Изображаются реальные исторические личности, такие как Наполеон Бонапарт, император Александр I, главнокомандующий русской армией Михаил Иларионович Кутузов. На примере Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных Толстой показывает развитие человеческих отношений, создание семей. Народная война становится центральным образом войны 1812 года. Композиция романа «Война и мир» Толстого многосложна, роман огромен по своему объему сведений, поражает количеством героев (более пятисот). Толстой показал все в действии, в жизни.

Мысль семейная в романе Толстого

Через весь роман проходит четыре сюжетных линии – четыре семьи, меняющие свой состав в зависимости от обстоятельств. Курагины – образ пошлости, корысти и равнодушия друг к другу. Ростовы – образ любви, гармонии и дружбы. Болконские – образ благоразумия и деятельности. Безухов строит свою семью к концу романа, найдя свой идеал жизни. Толстой описывает семьи, использую принцип сравнения, где-то и принцип контраста. Но не всегда это говорит о том, что есть хорошо, а что плохо. То, что присутствует в одной семье, может являться дополнением к другой. Так в эпилоге романа мы видим соединение трех семей: Ростовых, Безуховых и Болконских. Это дает новый виток отношений. Толстой говорит о том, что главной составляющей любой семьи является любовь и уважение друг другу. А семья – главный смысл жизни. Нет великих историй людей, они ничего не стоят без семьи, без близких и любящих семей. Можно выстоять в любых трудных ситуациях, если ты силен, а силен ты семьей. Значение семье в романе неоспоримо.

Мысль народная в романе Толстого

Война 1812 года была выиграна благодаря силе, стойкости и вере русского народа. Народа в полном его составе. Толстой не разграничивает ни крестьян, ни дворян – на войне все равны. И цель у всех одна – освободить Россию от врага. «Дубина народной войны», – говорит Толстой о русском войске. Именно народ является основной силой, победившей врага. Что могут военноначальники без народа? Простой пример – французская армия, которую показывает Толстой в контрасте с русской. Французы, воевавшие не за веру, не за силу, а потому что нужно воевать. И русские, идущие за стариком-Кутузовым, за веру, за землю русскую, за царя-батюшку. Толстой подтверждает мысль о том, что народ вершит историю.

Особенности романа

Многие характеристики в романе Толстого представлены через контраст или антитезу. Образ Наполеона противопоставлен образу Александра I, как императора, образу Кутузова, как полководца. Описание семьи Курагиных тоже построено на принципе контраста.

Толстой – мастер эпизода. Практически все портреты героев даны через действие, их поступки в определенных ситуациях. Сценический эпизод является одной из особенности повествования Толстого.

Пейзаж в романе «Война и мир» тоже занимает определенное место. Описание старого дуба – неотъемлемый элемент описания душевного состояния Андрея Болконского. Мы видим спокойное Бородинское поле перед сражением, ни один лист не шелохнется на деревьях. Туман перед Аустерлицем предупреждает нас о невидимой опасности. Подробные описания имения в Отрадном, природные обзоры, представляющиеся Пьеру, когда тот находится в плену, – все это необходимые элементы композиции «Войны и мира». Природа помогает понять состояние героев, не заставляя автора прибегать к словесным описаниям.

Название романа

В названии романа «Война и мир» содержится художественный прием, который называется оксюморон. Но название можно понять и буквально. Первый и второй тома делят между собой сцены то войны, то мира. Третий том почти полностью посвящен войне, в четвертом мир преобладает. Это тоже уловка Толстого. Все же мир важнее и нужнее любой войны. В то же время война без жизни в «мире» невозможна. Есть те, кто там – на войне, и те, кто остался ждать. И их ожидание, порой, одно спасение на возвращение.

Жанр романа

Сам Л.Н.Толстой не давал точного названия жанра роману «Война и мир». На самом деле в романе отразились исторические события, психологические процессы, социально-нравственные проблемы, подняты философские вопросы, герои проживают семейно-бытовые отношения. Роман вмещает в себя все стороны человеческой жизни, раскрывает характеры, показывает судьбы. Роман-эпопея – именно такой жанр был дан произведению Толстого. Это первый роман-эпопея в русской литературе. Поистине Л.Н.Толстой создал великое произведение, которое прошло испытание временем. Его будут читать во все времена.

Тест по произведению

Жанр

Произведение Толстого соединяет в себе черты романа и эпопеи .

Как известно, в основе романа лежит судьба прежде всего отдельной личности , а эпопея – это произведение, в котором осмысляется судьбацелого народа . Толстой соединил в своем произведении оба начала – и эпопейное, и романическое.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи . Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи .

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести . Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. Толстой сближается с народным сознанием в отношении к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Своеобразие «Войны и мира» как романа состоит в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев , связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа . Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах .

Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I в произведении Толстого.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа . Здесь рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Это роман философский , в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Это и психологический роман, отмеченный пристальным вниманием писателя к внутреннему миру героев.

«Война и мир» как роман и «Война и мир» как эпопея тесно связаны между собой. Общий ход повествования в произведении Толстого определяется развитием исторических событий. По точному наблюдению А.А.Сабурова, кульминация исторического повествования – рассказ о героическом подвиге народа в войне 1812 года – является одновременно решающим моментом сплетения судеб отдельных героев в их наивысшем развитии.



Композиция

Повествование важнейший элемент композиции «Войны и мира». Оно имеет в романе, в соответствии с классификацией, предложенной А.А.Сабуровым, множество разновидностей; это, в частности,историко-документальное повествование, повествование, основанное на художественном вымысле, повествование, воссоздающее процессы душевной жизни героев; особо следует здесь отметить такие формы повествования, какэпистолярная (например, переписка Марьи Болконской с Жюли Карагиной) и дневниковая (дневник Пьера Безухова, дневник графини Марьи Ростовой) разновидности повествования.

Помимо повествования, важнейшими элементами композиции «Войны и мира» являются авторские описания и рассуждения .

Сценический эпизод основной элемент композиции «Войны и мира». Он состоит из сценического диалога и авторских ремарок . Сценические эпизоды в их последовательности образуют повествовательный поток . Между сценическими эпизодами располагаются прочие композиционные элементы – авторское повествование, а также описания и рассуждения.

В «Войне и мире» множество сюжетных линий .

Две основные сюжетные линии заданы в самом заглавии романа. Первая часть первого тома относится в основном к теме мира. Она служит экспозицией основных сюжетных линий произведения. Здесь рисуются картины жизни социальных кругов, к которым принадлежат важнейшие герои. Толстой изображает салон Анны Павловны Шерер, знакомит читателя с Андреем Болконским и Пьером Безуховым, показывает жизнь Москвы, семью Ростовых, умирающего графа Безухова, затем переносит читателя в Лысые Горы. Первый переход от мира к войне отмечен гранью между первой и второй частями первого тома романа. Во второй части первого тома намечается героическая тема народа, которая получит развитие в третьем и четвертом томах.



Второй том почти целиком посвящен миру, третий том – войне. Начиная с третьего тома темы войны и мира постоянно переплетаются между собой. Личная жизнь героев входит в поток событий 1812 года. В четвертом томе тема войны идет на убыль, тема мира вновь начинает доминировать.

В пределах двух главных линий, линии войны и линии мира, в романе выделяются частные сюжетно-тематические линии . Назовем некоторые из них . Это тема петербургской знати , салон Анны Павловны Шерер, круг князя Василия Курагина и Элен, круг Анатоля Курагина и Долохова. Это сюжетные линии, связанные с судьбами Андрея Болконского и Пьера Безухова . Это линия семьи Ростовых .

Отдельные сюжетные линии отражают судьбы Наташи Ростовой и Николая Ростова . Назовем также сюжетную линию, связанную с жизнью в Лысых Горах , с историей старого князя Болконского, с судьбой княжны Марьи. Кроме того, отметим линии Кутузова и Багратиона, Наполеона и французов , а также тему масонства .

Переход от одной сюжетной линии к другой осуществляется, как правило, по принципу антитезы . Антитеза важнейший композиционный прием в «Войне и мире».

Важное значение в романе Толстого приобретает пейзаж . Пейзаж у Толстого всегда является элементом большой и цельной картины жизни.

Важное место в композиции «Войны и мира» занимают авторские отступления – исторические, публицистические, философские. Так, в начале третьего тома Толстой рассматривает вопрос о роли личности в истории. Важную роль играют размышления автора перед описанием Бородинского сражения. В начале третьей части четвертого тома особый интерес представляет отступление о своеобразии партизанской войны. Значительную часть эпилога занимают философские отступления автора. Авторские отступления усиливают эпическое начало «Войны и мира».

«Диалектика души» (принципы и средства психологического анализа)

Термин «диалектика души» ввел в русскую критику Н.Г.Черны­шевский. В рецензии на ранние произведения Толстого Чернышевский отмечал, что писателя занимает всего более «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души , чтобы выразиться определительным термином».

«Диалектика души», по Чернышевскому, представляет собой непосредственное изображение «психического процесса» .

Кроме того, существует и более широкое понимание «диалектики души». «Диалектика души» – это общие принципы и конкретные средства психологического анализа в произведениях Толстого.

Рассмотрим некоторые общие принципы «диалектики души» в «Войне и мире».

Толстой изображает внутренний мир человека в постоянном движении, в противоречивом развитии. «Люди суть реки, человек – текучее вещество», – писал Толстой. Этот тезис можно проиллюстрировать на примере духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Герои постоянно ищут смысл жизни, их внутренний мир непрерывно меняется. Изображение душевного состояния Андрея и Пьера – важный аспект «диалектики души».

Отметим также интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в духовной жизни человека . Внутренний мир героев Толстого часто раскрывается именно в такие моменты (Пьер в Торжке, Андрей Болконский под небом Аустерлица).

Важнейшая черта психологизма Толстого – тесная связь внешних событий с внутренней жизнью персонажей. Отметим, к примеру, значение таких событий, как рождение ребенка и смерть жены для Андрея Болконского. Вспомним о роли войны 1812 года в духовной жизни героев.

Отметим также некоторые конкретные средства и приёмы психологического анализа у Толстого.

Основное средство психологического анализа в романе Толстого – это внутренний монолог. Приведем примеры.

После разрыва с женой и дуэли с Долоховым, находясь в тяжелом душевном состоянии, Пьер покидает Москву и едет в Петербург. Остановившись на почтовой станции в Торжке, герой с грустью размышляет о своей жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Увлекшись Анатолем Курагиным, Наташа находится в состоянии душевного смятения. «Боже мой! Я погибла! – сказала она себе. – Как я могла допустить до этого?»

Будучи тяжело ранен, Андрей Болконский размышляет о своем новом взгляде на мир. «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. – Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»

Иногда внутренний монолог героя переходит в «поток сознания» , то есть цепь воспоминаний, впечатлений, логически не связанных друг с другом. Например, Толстой передает внутреннее состояние Николая Ростова во время его первого боя на реке Энс: «Во мне одном и в этом солнце так много счастья, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность... Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня... Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья». <...> «И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление».

Важное средство психологического анализа у Толстого – монологи и диалоги героев. Общаясь друг с другом, герои Толстого нередко делятся своими сокровенными мыслями. Например, слова Андрея Болконского, обращенные к Пьеру, иногда приобретают характер исповеди. В начале первого тома Андрей Болконский объясняет своему другу, для чего он идет на войну: «Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

Приведем еще один пример. В разговоре с Андреем на пароме Пьер высказывает своё мнение о смысле жизни: «Я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье жизни».

Важным средством психологического анализа становятся также письма героев. Приведем в качестве примера переписку княжны Марьи Болконской с Жюли Карагиной. В письме княжны Марьи раскрывается духовный мир девушки-христианки, ее искренняя вера в Бога и самоотверженная любовь к ближнему. И напротив, рассуждения о новомодных мистических учениях, которые мы находим в письме Жюли, кажутся пустыми и исполненными светской манерности.

Существенным средством раскрытия внутреннего мира героя можно назвать также дневник . Яркий пример – дневник, который вёл Пьер в период увлечения масонством. Кстати сказать, здесь имеет место автобиографический момент: с 1847 года и до конца своих дней сам Толстой вел дневник, который стал творческой лабораторией писателя. В дневнике Пьера мы находим сокровенные мысли героя о жизни и смерти. Здесь отражаются его душевные переживания, сны, воспоминания. Отметим также дневник графини Марьи Ростовой, фрагменты которого приводятся в конце произведения.

Сон – особое средство психологического анализа в романе «Война и мир». Особо следует отметить два сна Пьера . Один из них он видел в Можайске после Бородинского сражения, другой – в плену. Сны эти имеют символическое значение.

Сон, увиденный Пьером в Можайске, передает ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле. Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека.

Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон – сон о глобусе, увиденный героем в плену. В этом сне Пьер приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог. Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Но труднее и блаженнее любить эту жизнь в собственных страданиях. Образ глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует единство отдельного человека с миром и с Богом.

Отметим также сон Николеньки Болконского в конце романа.

Важное средство психологического анализа в романе «Война и мир» – изображение несоответствия между внутренним состоянием героя и внешним проявлением этого состояния .

Например, Николай Ростов, проиграв в карты Долохову огромную сумму денег, развязно сообщает об этом отцу, хотя в душе чувствует себя последним негодяем.

Приведем ещё один пример. После разрыва с Наташей Андрей Болконский говорит с Пьером о политике, однако в душе продолжает переживать этот разрыв. Пьер при этом чувствует, что мысли его друга совсем не о политике.

Толстой в своем произведении, как правило, не дает развёрнутых психологических портретов героев. Отсюда – особе значение психологической детали. Как правило, это повторяющаяся деталь .

Приведем примеры. Лучистые глаза княжны Марьи Болконской отражают глубину её веры в Бога и самоотверженную любовь к ближнему. Холодный взгляд Долохова свидетельствует об эгоизме и жестокости героя. Голые плечи Элен Курагиной – деталь, подчеркивающая бездуховность героини при её внешней красоте.

Нередко внутреннее состояние героя передается через описание природы.

Например, небо Аустерлица – символ вечности, на фоне которой Андрею Болконскому становится ясной суетность его мечтаний о славе.

Две встречи со старым дубом передают душевное состояние Андрея до и после первой его встречи с Наташей Ростовой. Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего.

В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом, исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает чувство радости при виде зазеленевшего старого дуба. В душе героя вновь возрождается вера в возможность земного счастья.

Сделаем выводы. Толстой выступает в романе «Война и мир» как писатель-психолог. Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречивом развитии, интерес к переломным, кризисным моментам в духовной жизни человека, тесная связь внешних событий с внутренней жизнью персонажей – важнейшие принципы «диалектики души».

Толстой использует в своем произведении такие средства психологического анализа, как внутренний монолог, монолог-исповедь, диалог, письма, сны, дневниковые записи. Писатель изображает несоответствие между внутренним состоянием героя и внешним проявлением этого состояния, передает движения души героя через описания природы. Важную роль в психологических характеристиках персонажей играет повторяющаяся деталь.

Вопросы и задания

1. Где и когда родился Л.Н.Толстой? К какому сословию он принадлежал? Расскажите о детстве писателя, его воспитании и образовании. Сочинения какого философа особенно интересовали будущего писателя? Какая идея этого философа была близка молодому Толстому? Какую роль в жизни и творчестве Толстого сыграл его дневник? В какой период жизни он его вел? Расскажите об участии Толстого в Кавказской войне и в обороне Севастополя. В каком году и в каком журнале была опубликована первая повесть из автобиографической трилогии Толстого? Как она называлась? Какая сторона писательского таланта Толстого проявилась уже в первой его повести? Назовите два других произведения из этой трилогии. Какие произведения Толстого были посвящены Севастопольской обороне? Какая тема становится главной в севастопольских очерках и затем одной из ведущих в романе «Война и мир»? Какие темы осмысляются писателем в романе «Семейное счастье» и в повести «Казаки»? Какое значение эти темы имели в последующем творчестве Толстого? Какое крупное произведение создает Толстой в 1860-е годы и какова главная его идея? Как эта идея осмысляется в романе «Анна Каренина» – центральном произведении Толстого 1870-х годов? В чем заключался перелом, произошедший в мировоззрении Толстого в конце 1870-х годов? Какие наиболее значительные произведения написал Толстой после перелома?

2. В чем своеобразие осмысления Толстым проблем современной ему эпохи в «Войне и мире»? Очертите основные темы романа. Какие «миры» воссоздал писатель в своем произведении? Сформулируйте главные идеи Толстого, воплощенные в «Войне и мире», и прокомментируйте их. Почему идея естественного бытия человека не становится у Толстого абсолютным нравственным идеалом? Как осмысляется в романе идея духовного единения русских людей? В чем отличие Толстого от Достоевского в понимании этой идеи?

3. В чем своеобразие воплощения «мысли народной» в романе «Война и мир» по сравнению с произведениями о русском народе других писателей – современников Толстого? Что понимал писатель под словом «народ»? Какие грани этого понятия раскрываются в «Войне и мире»? Как «мысль народная» связана с жанром произведения? Какие аспекты «мысли народной» осмысляет Толстой в своем романе?

4. В чем проявился фатализм Толстого в осмыслении исторических событий? Как, в каких словах писатель формулирует свое понимание роли личности в истории? Какой критерий вводит Толстой в оценку исторических деятелей? Какие эпизоды, описывающие Кутузова и Наполеона, выявляют авторскую позицию в отношении этих лиц? Какие выводы делает Толстой о Кутузове и Наполеоне?

5. В чем смысл противопоставления Толстым войны 1805-1807 годов войне 1812 года? Как изображает писатель Шенграбенское и Аустерлицкое сражения? Назовите важнейшие эпизоды этих сражений и прокомментируйте их.

6. Расскажите об эпизодах войны 1812 года, предшествующих Бородинскому сражению, и об их трактовке Толстым. В чем смысл авторского отступления, непосредственно предшествующего рассказу о Бородинском сражении? Расскажите о впечатлениях Пьера Безухова накануне битвы. В чем смысл двух эпизодов, описывающих Кутузова и Наполеона перед сражением – молебна Смоленской иконе Богоматери и позированию французского императора перед портретом сына? Как Толстой рисует утренний пейзаж перед битвой? Какой эпизод в изображении Бородинского сражения является центральным? Как описаны простые солдаты и Пьер в этом эпизоде? Как Толстой изображает Наполеона и Кутузова во время сражения? Какие картины показывают жестокость, противоестественность войны? Какие выводы делает Толстой об итогах Бородинского сражения?

7. Почему оставление Москвы можно назвать высокой эпопейной темой? Как Толстой рисует осенний пейзаж в момент оставления древней столицы? Какое символическое значение приобретает картина пожара Москвы?

8. Какой метафорой Толстой определяет партизанское движение? Как Толстой рисует его участников? С какой стороны показывает Толстой народ в лице Тихона Щербатого? В каких эпизодах появилась гуманность партизан, простых русских солдат в отношении французов?

9. Какие стороны русского национального характера раскрываются в образе Платона Каратаева? Что составляет основу мировоззрения этого персонажа, его отношения к окружающим? Как соотносится фигура Каратаева с фигурой Наполеона в идейном содержании романа? Что вы можете сказать о речи Платона? Какую роль сыграл Платон в жизни Пьера Безухова?

10. Назовите других представителей простого народа в романе «Война и мир», кратко охарактеризуйте их. Какую идейную нагрузку в произведении Толстого несет изображение богучаровского бунта?

11. Какие слои русского дворянства изображает Толстой в романе «Война и мир»? На примере каких персонажей писатель показывает высший петербургский свет? Что именно обличает Толстой в представителях великосветского общества? Как Толстой рисует «золотую молодежь»? В чем неоднозначность образа Долохова? В каком ключе показано в романе масонство? Какими предстают в изображении Толстого высшие административные и дипломатические круги? Остановитесь на образах Сперанского и Билибина.

12. В чем своеобразие жизни московского дворянства, семьи Ростовых и их окружения? Чем жизнь москвичей принципиально отличается от великосветской петербургской жизни? Какие характеры московских жителей создает Толстой в своем романе?

13. Расскажите о жизни поместного дворянства на примере Ростовых и Болконских. В чем своеобразие усадебной жизни каждой из этих семей?

14. В чем заключается символическое значение образа умирающего графа Безухова? Какую роль играет в романе образ императора Александра I? С какой стороны показывает его Толстой?

15. Какое значение имела для Толстого «мысль семейная»? Почему проблема семьи была так актуальна в 1860-е годы? Какова позиция Толстого в отношении семьи в общественных спорах того времени? В чем своеобразие семейного мира Ростовых и Болконских? Какие черты сближает эти две семьи? В чем самобытность каждой из них? Почему Курагиных трудно даже назвать семьей? Почему род Курагиных можно считать выморочным? Как Толстой изображает молодые семьи в романе? Как с темой семьи связан у Толстого идеал женщины-матери?

16. Перечислите наиболее значительные женские образы в романе «Война и мир». Подробно расскажите о Наташе Ростовой и княжне Марье Болконской. Какие черты сближают и какие различают этих двух героинь? Как с ними соотносятся образы Веры Ростовой, Сони, Жюли Карагиной? Какой показана Толстым Элен Безухова? Кратко охарак­теризуйте Анну Павловну Шерер, Марью Дмитриевну Ахросимову, жену Андрея Болконского Лизу, а также женских персонажей из народа.

17. В чем Толстой видит смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова? Что ищут герои в своей жизни? К чему стремятся? Назовите основные этапы духовных исканий Андрея и Пьера, прокомментируйте их. Какие духовные ценности обретает каждый из героев: Андрей – перед смертью, Пьер – в эпилоге романа? Какую роль в осмыслении итогов духовных исканий двух героев играет содержание сна Николеньки Болконского в конце произведения?

18. Расскажите, какую роль играет природа в «Войне и мире». Как с темой природы соотносится мысль Толстого о естественном бытии человека? Определите основные функции описаний природы. Назовите и прокомментируйте несколько пейзажей в романе.

19. Проанализируйте жанровое своеобразие «Войны и мира». Каким образом в произведении сочетаются черты романа и эпопеи? Черты еще каких литературных жанров мы здесь наблюдаем?

20. Рассмотрите композицию «Войны и мира». Какие типы повествования вы можете здесь отметить? Что является основным композиционным элементом «Войны и мира»? Из чего он состоит? Назовите и прокомментируйте основные сюжетно-тематические линии толстовского романа. Какую роль в произведении играют описания природы, авторские отступления? Приведите примеры разных по своему содержанию авторских отступлений.

21. Кто из русских критиков впервые использовал термин «диалектика души»? Что он под этим понимал? Рассматривают ли понятие «диалектики души» более широко?

Назовите и прокомментируйте основные принципы Толстого в изображении внутреннего мира человека.

Перечислите средства психологического анализа, используемые Толстым в «Войне и мире». Приведите примеры из текста романа.

22. Составьте развернутый план-конспект