Слого-звуковой анализ слов (добукварный период обучения грамоте). Звуковой анализ слов Составить слого звуковые схемы онлайн

  • 11.08.2023

Тема: «Звук» «Буква» Слог», «Слово»

педагог Чулкова Н.А.

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по пройденным гласным и согласным звукам и буквам.

Задачи:

Обучающие:

1.Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку

2.Закреплять представление о понятиях «Звуки» и Буквы» «Слово»

Развивающие:

1. Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.

2. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

3. Развивать логическое мышление, выполняя задания.

Воспитательные

1. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость.

2. Воспитывать умение работать самостоятельно

Оборудование:

  • Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с нарисованными гласными буквами, проектор, ноутбук
  • Раздаточный материал - на каждого ребёнка простой и красный карандаш, подставки под карандаши, слоги для чтения и составления слова, карточки для игры «Зачеркни лишнюю букву», клей карандаш,

Ход занятия

I .Здравствуйте мои хорошие! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте дружно поздороваемся.

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы все учимся!

Всё у нас получится!

Пусть это занятие принесёт нам и нашим гостям радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Сейчас Вы спокойно сядьте на коврик. Внимательно слушайте и запоминайте сказку о звуках (Слушают сказку о звуках)

II . Ребята, вы прослушали сказку о звуках. Сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Ой! Что это такое -буря поднимается (в записи вой ветра) Нас буря подняла и куда - то понесла (кружимся) Мы летим высоко-высоко над облаками. Буря стихла мы сели на свои места. Мы очутились в славном городе, который называется - дети читают - ЗВУКОГРАД

1.Первый город на нашем пути Звукоград.

Какой огромный замок висит на воротах этого города. Попробуем открыть его.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

Кто открыть его бы смог? Потянули (руки тянутся в стороны)

Покрутили (круговые движения пальцев от себя)

Постучали (Основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы)

Как вы думаете, кто живёт в этом городе? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называются гласными (Звуки, которые не встречают во рту преграды, поются, тянутся)

Давайте поиграем со звуками:

Игра с мячом «Верни мне гласный звук»

Мяч лови и мяч бросай

Гласный в слове называй (лук, сыр, дом, шар, мир, кот, дым, кит, мышь, сон, сук, рис, мак, рак, слон, прут, сок)

Какие звуки называются согласными ? (Звуки, которые во рту встречают преграды, их петь нельзя, они не поются)

Чтобы попасть в другой город, надо выполнить несколько заданий: отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.

1.Загадки:

Картинки и буквы выставляются на доску.

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?

2. А сейчас посмотрите на меня. "Узнайте звук, который я произнесла без голоса". (дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).

3. Поиграем в игру "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.

АОУИ

ИАОЭ

ОУИА

ЫУАО

ИУОА

АОУИ

3. Ребята определите "Какой звук стоит первым в словах?"

  • "А" - Автобус «Л» лодка
  • "О" - Окно «М» машина
  • "И" - Ира «Р» рука
  • "Э" - Эхо «С» самокат»
  • "У" - Утка «К» кот
  • "Ы" - мЫло. столЫ «Н» носорог

Все задания о звуках мы с вами выполнили.

Физминутка: Белый снег пушистый»

III . Зимняя метель привела нас с вами в Город (дети читают) Буквоград

Кто же здесь живёт? (буквы)

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

1. Следующее задание для "внимательных глазок".

"Зачеркните лишние буквы" - (возьмите карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы и зачеркните лишние).

2.Найдите каждой букве пару и соедините их линией" (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание.

А Ы

О У

У Э

И О

Э И

Ы А

Б Д

В Г

Д М

Г В

Р Б

М Р

Мы также с вами знаем, что гласные дружат с согласными, согласные с гласными. Когда они дружат, получается, что? (слог)

Прочитайте слоги на ваших карточках. (ра, ко, ма, зи…)

Прочитайте слоги на ваших карточках (ра, ко, за, ну)

IV . Сами не заметили, как оказались вы славном городе

(читают) Называется этот город - Словоград

Кто же здесь живёт? (слова) Из чего состоят слова? (из слогов) А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками, -слогами)

1. Игра Собери Слово» Составьте слово и прочитайте его (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание.

РУ КА ВА ЗА

КУ РЫ ДО МА

КИ НО СА ЛО

НО ГА МЫ ЛО

СИ ТО РА МА

2. Придумай слово из одного слога, из двух, из трёх..

3 . Игра « Собери Слово»

Буквы рассыпались. Вам нужно собрать их так, чтобы получилось слово ЙМКАА

3 1 3 2 4

Превратите слово майка в слово лайка; Райка. Гайка, Зайка.

4. Весёлые загадки:

С буквой Н - он детям ночью снится

С буквой К - в жару даёт напиться (сон - сок)

С буквой Г - вас громом напугает

А без Г - на клумбе расцветает (гроза - роза)

С буквой У - на мне сидят,

С буквой О - за мной едят (стул - стол)

С буквой Г я по небу лечу,

С буквой В - детишек я лечу (грач - врач)

С буквой К - плюёт на червяка,

А без К на кончике крючка (рыбак - рыба)

Где всегда прячется ЛЕВ: справа или слева от вас? (Слев а)

V . Рефлексия.

Сегодня мы с вами побывали в трёх городах: ЗВУКОГРАД, БУКВОГРАД и СЛОВОГРАД. Если вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, тогда нарисуйте на снежинке «Улыбочку». Если было не интересно, трудно, тогда нарисуйте «Грусть». Покажите, пожалуйста, ваши снежинки. Они у всех весёлые. Я очень рада, довольна всеми вами. Отгадайте загадку: Зимой и летом - одним цветом (ёлка).

Все весёлые снежинки мы повесим на ёлочку, пусть и ей будет весело. Ведь Новый год только начался.

Оценка занятия.

Литература:

1. Прокошева О.В. "Система занятий по подготовке к обучению грамоте" часть 1 "Хочу читать"; часть 2 "Могу читать" Мурманск, 1998г.

2.Ткаченко Т.А. "Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте" Москва "ЭГСИ" 1999г.

В статье освещено значение звукового анализа и синтеза для успешного овладения письменной речью. Приведены игры и игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза и предупреждение дислексии.

Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем их причины?

Чтобы писать грамотно, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по​следовательности.

Например, МАША.

  • М-А-Ш-А, первый звук – М
  • второй звук – А МАША
  • третий звук – Ш
  • четвёртый звук – А

Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Например, РУКА. Р-У-К-А – РУ-КА – РУКА (мысленный образ).

Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии. А так как процесс обучения в начальной школе построен, в основном, на письменной речи – дети читают стихи, рассказы и задачи, пишут упражнения, короткие диктанты и пр. – стойкие нарушения письма и чтения неизбежно окажут отрицательное влияние на общее развитие ребенка. Кроме того, могут возникнуть личностные изменения.

Таким образом, чтобы ребенок быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок, начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Играем со звуками!

Игры на звуковой анализ и синтез.

Слова рассыпались.

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

Раз словечко, два словечко.

Бросайте кубик и выбирайте из разложенных на столе картинок лото ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

Лесенка.

Нарисуйте дом и предложите малышу заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.

Отгадай, как их зовут?

Отгадайте вместе с ребёнком имена девочки и мальчика. Для этого нужно правильно назвать первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных на картинках.

Инструкция: назови первый звук в каждом слове и отгадай имя девочки.

Впоследствии можно предлагать детям выкладывать имена из букв разрезной азбуки.

Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о, э) находились под у дарением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Необыкновенные превращения.

Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).

Какой звук пропущен?

Взрослый произносит слова, пропуская первый звук. Дети должны отгадать слово и назвать звук, который не произнесли, например: (с)лон, (в)олк, (к)от, (с)тол, (с)тул, (з)аяц, (л)иса.

Один звук, марш!

Научите детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.

Хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.

2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.

РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)

3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.

НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)

Приготовим подарки для Сони и Шуры.

Расскажите малышу, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?

В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре.

«Дарить подарки» можно, используя любые оппозиционные звуки: С-Сь, С-З, С-Ш, Ж-Ш, З-С, Р-Л и т.д.

Игра проводится с картинным материалом и без него.

Дом, замок, избушка.

Предложите ребёнку поселить односложные слова в дом, двусложные слова – в замок, трехсложные – в избушку.

На один звук.

Предложите малышу оглядеться (дома, на улице, в парке) и назвать все предметы, названия, которых начинаются на звук К (или любой другой).

Гусеница.

Предложите малышу от заданного взрослым слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: клевер – рыба – аист – тыква – апельсин – носки и т.д.

Жураковская Я.В.,
учитель-логопед высшей категории

Звуковая лента памяти

Алфавит содержит 33 буквы.

Гласных букв – 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

Гласных звуков – 6: [а], [о], [и], [ы], [э], [у].

Признаки гласных звуков.

  1. Гласные звуки - это звуки речи, при произнесении которых воздух не встречает преград.
  1. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове слогов.
  • Гласные под ударением находятся в сильной позиции: как слышится, так и пишется.
  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда они стоят:
  1. в начале слова (яркий, Юра, ёлка);
  1. после гласных (моя, доярка, батарея);
  2. после ь, ъ (въезд, жильё, вьюга).
  • Как только в слове после согласных появляются буквы е, ё, ю, я, согласные звуки произносятся мягко.

Признаки согласные звуков.

  1. Согласные звуки - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды.
  1. Согласные звуки состоят из шума /глухие/ или из голоса и шума /звонкие/. · Звонкие состоят из шума и голоса.
  • Глухие согласные произносятся без голоса и состоят только из шума
  • По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
  • Остальные согласные характеризуются как непарные. Твердые и мягкие согласные звуки
  • Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.

Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм).

  1. Произнести слово и послушать себя.
  2. Выделить звуки в слове (действие интонирование).
  1. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение].
  1. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).
  1. Выделить в схеме (звуковой модели) слова точкой внизу гласные звуки, разделить слово на слоги .
  1. Выделить ударный слог, произнести его.

Например, слово портфель .

  • Произношу слово, выделяю первый звук в слове: [ППППартф’эл’] - звук [П], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
  • Выделяю в слове второй звук: [пААААртф’эл’] – звук [А], он гласный, безударный, обозначаю его красным кружком.
  • Выделяю в слове третий звук: [паРРРРтф’эл’] – звук [Р] - он согласный, звонкий, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
  • Четвёртый звук – [парТТТТф’эл’] – звук [Т], он согласный, глухой, твёрдый, обозначаю его в схеме синим кружком.
  • Пятый звук – [партФФФФ’л’] – звук [Ф’] (фь), он согласный, глухой, мягкий, обозначаю его в схеме зеленым кружком.
  • Шестой звук в слове – [партф’ЭЭЭЭл’] – гласный звук [Э], он ударный, обозначаю его красным кружком в схеме, ставлю знак ударения над гласным звуком.
  • Седьмой звук в слове – [партф’эЛЛЛЛ’] - звук [Л’] (ль) - он согласный, звонкий, мягкий, обозначаю его зеленым кружком.

Балюк Оксана Сергеевна,

Логопед КГКП

«ясли-сад «Берёзка»

Пос. Шахан

Карагандинская область

Цель:
1) познакомить родителей с разбором слова: слого-звуковой анализ слова; показать игровые приемы на звуковой анализ слова, которые смогут применять дома; напомнить правила фонетики русского языка;

2) развивать творческий потенциал родителей; развивать умение родителей анализировать собственную деятельность, объективно ее оценивать, находить пути решения;
3) создать положительное эмоциональное отношение родителей к совместной работе.

«Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» А. А. Венгер.
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка (да и родителей тоже), безусловно требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной. Давайте определим степень значимости компонентов готовности для вашего ребенка и для вас к началу обучения в школе.

«Диаграмма решений»
Перед каждым из вас лежит конверт с цветными полосками (полоски - параметры школьной зрелости):
черный цвет - физическая зрелость;
желтый цвет - волевая зрелость;
синий цвет - эмоциональность;
интеллектуальная зрелость:
красный цвет - умение писать;
зеленый цвет - умение читать;
фиолетовый цвет - умение считать.
Вам нужно подрезать каждую полоску до нужного уровня в соответствии со степенью значимости компонента готовности лично для вас, т.о. Получается диаграмма со столбиками разной высоты (чем выше столбик - полоска, тем компонент более значим).
Из ваших диаграмм видно, что умение читать не стоит на последнем месте. Сегодня мы с вами вспомним правила фонетики русского языка, как проводить слого-звуковой анализ слова.

Правило 1.
Если звук произносится легко, свободно, протяжно и воздушная струя не встречает преграду, то это гласный звук (а, у, о, и, э, ы). если воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык), то это согласный звук.
Игра «Нотная лесенка», «Гусеничка»
цель: умение определять звуки: гласный, согласный
взрослый поет звук и одновременно совершает движение руками, как бы поднимаясь по лесенке вверх. Ребенок смотрит и повторяет за взрослым. Песенку желательно петь сначала медленно, протяжно, плавно, по нотам ааа, а потом редко, прерывисто с паузами а-а-а. Нарисуйте вместе с ребенком эту нотную песенку и играйте в нее. Ходите по ней пальчиками (вверх - вниз), водите по ней игрушку.

Правило 2
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Если при произнесении звука, положив тыльную сторону ладони на горло, вы чувствуете, что горлышко гудит, вибрирует, то это звонкий согласный, если нет, то это глухой согласный звук.
Парные согласные звуки на конце слова оглушаются и превращаются в соответствующие парные глухие согласные звуки.
Игра «Звонкий - глухой».
Цель: закрепить умение определятьзвонкость-глухость согласных звуков.
Ход игры: логопед называет ряд звуков дифференцируемыми по звонкости – глухости, задача детей определить, как произносится данный согласный звук – звонко или глухо.

Правило 3
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость согласного звука определяется на слух, т. е. Звук звучит жестко, твердо или мягко,ласково.

Игра ««Кулачки ладошки» - потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.
Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон».
«Помоги зайке достать шарик»
Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.
Ход игры: логопед называет ряд слов или демонстрирует картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующую ступеньку: к синему шарику, если согласный звук – твердый, к зеленому - если мягкий.
Таким образом, ребенок определяет, какой шарик принадлежит герою.
Усложнение: ребенок выбирает себе шарик (синий или зеленый) и подбирает соответствующие слова с необходимым звуком (твердым или мягким).

Правило 4
Правило деления слов на слоги гласит: сколько гласных звуков, столько и слогов.
Игра «Домики».
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Ход игры: логопед называет слово или демонстрирует картинку, задача детей определить количество слогов и заселить в нужный домик (одноэтажный - 1 слог, двухэтажный - 2 слога, трехэтажный - 3 слога).

Правило 5
Чтобы правильно поставить ударение, назовите вместе с ребенком слово. Почувствуйте, какой гласный звук дольше и больше тянется, т. е. ударный звук
Игра «Потерялись…».
Цель: закрепить умение выделять ударный звук.
Ход игры: Потерялись слова-картинки, нам надо с вами их найти. Если мы их правильно позовем, то слово-картинка появится перед вами.

Разбор слов мак, петух.

Заканчивая разговор, хочется еще раз подчеркнуть, что готовя ребенка к школе, необходимо научить его слышать, видеть, запомнить и перерабатывать полученную информацию. Будьте терпеливы, уверены в том, что Ваш ребенок замечательный, умный, а главное любимый.

Нам важно знать Ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я предлагаю послать телеграмму тем кто не попал к нам на занятие.
«Телеграмма»
Напишите несколько предложений о том, где вы и что Вы вспомнили, узнали нового, взяли себе на заметку.
Спасибо всем! Успехов Вам и Вашим будущим первоклассникам.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов : «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам).
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
  • «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики
  • ​Совершенствование мелкой моторики
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие чувства темпа
  • Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

  • «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки — ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба - бо - бу - бы );
  • с общим гласным (ка - та - ма - ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав - ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та - да - та - да, то - до - то - до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети ).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина ).
  • Односложные (дом, мак ).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель ).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон )
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки ).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник ).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка ).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол ).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт ).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка ).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4) слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме - с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _)
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса) ).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка. ).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.