«Изображение человека на войне (по повести В. Кондратьева «Сашка»)

  • 18.09.2022

Есть целый ряд произведений в русской литературе, которые правдиво описывают страшные фронтовые будни Великой Отечественой Войны. К этим трудам можно смело отнести и повесть "Сашка", анализ которой мы хотим провести с помощью рассуждений в этой статье. В этой повести отсутствуют высокопарные слова, которые славили бы русского солдата и подвиги народа. Вячеслав Кондратьев не задавался целью отразить здесь доблестные победы воинов, хотя надо обязательно отметить, что автор является писателем-фронтовиком, поэтому его взгляд особенно беспристрасный, а события изложены именно так, как они происходили на самом деле. Итак, проведем анализ повести "Сашка" Кондратьева.

О чем повесть

Выделим главную тему произведения "Сашка". Автор показал повседневную жизнь обычных солдат, их труд и мужество на полях сражения. Важно знать, что Кондратьев отправился на фронт в конце 1941 года, и воевал в стрелковой бригаде, которая действовала в жестоких сражениях под Ржевом, защищая город. Получив ранение, он удостоился медали. Безусловно, свои воспоминания и впечатления о том страшном времени легли в основу его произведения.

Для того чтобы сделать более точно анализ повести "Сашка" надо понимать, что Кондратьев начал писать свое произведение не сразу после возвращения из фронта и не через год-два, а намного более позднее, когда автор достиг уже зрелого возраста. В 1979 году текст повести был опубликован в журнале "Дружба народов", и это за год до шестидесятилетия писателя.

И вот что интересно: проходили годы, а Кондратьев ни на одну ночь не мог полностью отвлечься от своих воспоминаний о товарищах, с которыми ему довелось защищать Ржев в 1942 году. Попытавшись найти кого-нибудь из них, он потерпел неудачу, после чего стал думать, что, возможно, никто кроме него больше и не выжил. Он начал перечитывать разные произведения о военных годах, о сражениях на фронте, но не смог найти всей правды, которая затронула бы его до глубины души. И тогда Вячеслав Кондратьев сам взялся за перо.

Анализ повести "Сашка"

События, которые описывает автор в повести, происходят в весеннюю пору, когда зима только-только начала отступать. Еще холодно и слякотно. Сашка, который является главным героем произведения, представляется читателю обычным рядовым солдатом, который брошен на передовую рядом с Ржевом. Месяц сражений позади, и Сашка уже полностью обвыкся. Немцы раз за разом наступают, советским ребятам все тяжелее. Снарядов постоянно не хватает, с хлебом большая напряженка, и даже приходится ходить зачастую в мокрой одежде и обуви, потому что сушить их негде.

Надо отметить, что Вячеславу Кондратьеву удалось передать мельчайшие подробности военного быта в своем произведении. Когда мы сосредотачиваемся на анализе повести "Сашка", сразу видно, что автор хочет донести главную мысль: человек не должен потерять совесть, честь и мужество, как бы тяжело ему не пришлось, и в какие обстоятельства бы он не попал.

В этой статье был представлен краткий анализ повести "Сашка" Вячеслава Кондратьева, надеемся, что он помог вам составить общее представление о книге и понять главную цель автора. В нашем блоге вы найдете много похожих статей с анализами произведений и характеристикой персонажей.

Сочинение

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату­ре. Произведения тех лет на военную тему создава­лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ­ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев - фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш­ки» - это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности - сол­датской»,- так сказал о повести Кондратьева К. Си­монов.

Герой повести - Сашка, простой деревенский па­рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред­ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры­вает читателю его характер. Показателен в этом отно­шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз­нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,- замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при­ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри­нимает решительное действие: «резанул длинной оче­редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же­лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не­смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник - его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со­чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та­кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного - со­хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь,- но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде­ляющая черта в образе Сашки - умение в нечеловече­ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» - говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже­ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни­какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет­ся, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война....» - делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо­дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на­селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя - война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка­чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме­лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото­му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа­цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав­ное для него - спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы­вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке - их. Он отлично по­нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со­чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че­стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи­вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

Писатель-фронтовик Вячеслав Леонидович Кондратьев с первого курса института в 1939 г. был призван в армию, служил срочную службу на Дальнем Востоке, в декабре 1941 г. был отправлен на фронт, воевал в пехоте подо Ржевом, был ранен, потом снова на фронте, снова ранение, на этот раз тяжелое, после которого Кондратьев был комиссован по инвалидности.

Кондратьев В. Л. Отпуск по ранению.- М.: Детская литература, 2013. - 288 с.
-(Школьная библиотека). - ISBN 978-5-08-005061-9.

Работал художником-оформителем, с начала 1950-х начал писать, но первая его повесть - «Сашка» - вышла в журнале «Дружба народов» только в 1979 году, когда автору было 59 лет. На вопрос, что побудило его к литературному творчеству, однажды ответил: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

После выхода «Сашки» последовали публикации рассказов и повестей, в основном про войну, и, в основном, вся проза Кондратьева автобиографична. Он наделял героев своим жизненным опытом, - и военным, и послевоенным, помещал их в знакомые места и ситуации. Поэтому произведения получались реалистичными, иногда даже во вред художественности. Впрочем, к первой повести Кондратьева это не относится.

Герой повести, рядовой Сашка - фамилии которого читатель так и не узнает - в 1942 году воевал подо Ржевом, служил срочную на Дальнем Востоке, и осенью 41-го должен был демобилизоваться - как и автор, но тут война… Сашка, наравне с миллионами ровесников, считал, что надо бы поскорее попасть на фронт, на войну, чтобы та не закончилась без него, чтобы успеть совершить подвиги, получить ордена, вернуться домой со славой…

Эта тема проходит через все творчество Кондратьева (как еще несколько лейтмотивов) - не то, чтобы такой порыв, естественный для людей, воспитанных патриотами, да еще и молодых, был плох, просто очень велик контраст между представлением и реальностью. Павший на войне поэт Михаил Кульчицкий написал: «Война ж совсем не фейерверк, / А просто - трудная работа, / Когда - черна от пота - вверх / Скользит по пахоте пехота».

Вот и Сашка, оказавшись на фронте, всего за два месяца боев превращается в опытного солдата-фронтовика, полностью утратившего прежние представления о войне.

Нарастающая усталость, обыденность ужаса, происходящего вокруг, когда тут и там лежат трупы, убрать которые нет возможности из-за регулярных обстрелов, и смрад от этих трупов, невозможность не то чтобы помыться или сменить белье, а просто раздеться для сна, постоянное недоедание - вот какой оказалась война для Сашки.

Сашка устал и ждет, когда остатки их роты сменят, но ему даже в голову не приходит, что можно как-то изменить происходящее, потому что так - «правильно». Это «правильно» и определяет сашкину суть. Он - правильный человек. Это проявляется во всех его поступках, хотя Сашка, скорее всего, об этом даже не думает, просто он такой есть.

Два месяца воюет Сашка, и за все это время не видел вблизи ни одного живого немца. От немцев живьем только мины и снаряды, только пули, немцы где-то там, это черные фигурки. А вот трупов немецких на нейтралке полно, и валенки на одном из них отличные. Сашка захотел эти валенки снять и подарить ротному, у которого обувь совсем худая. Пополз за валенками - а тут немцы внезапно в разведку боем - так и совершил свой первый подвиг на войне.

Кондратьев этого немца описывает нетипично для советской литературы. Немец не то что бы не боится, наверняка боится, но не угодничает, подобострастия и страха не выказывает. Более того, ротному ничего не сказал ценного. «Гитлер капут» повторять отказался. Фронтовик Кондратьев немца такими мазками рисует, чтобы стало понятно: правильный немец, как и Сашка. По-своему, по-немецки, но правильный.

Ведет Сашка в штаб немца, и пытается с ним потолковать, вылетело ненароком слово «шиссен», совсем по-другому поводу, но немец-то не знал, и его перекорежило. Сашка понял, какая у него власть над немцем, над человеком, практически неограниченная власть. И органически Сашке такая власть не по душе. Это для Кондратьева один из ключевых моментов.

В общем, Сашка шел с радостью в «тыл», чтобы немца сдать комбату, какое-то поощрение получить - махорки, например - и обратно, к своим. А вышло так, что комбат был в горе, и когда немец снова уперся и военные тайны выдавать не стал, приказал его расстрелять. Да не кому-то. А именно Сашке. А тот ведь немцу листовку показывал, что в советском плену хорошо кормят и жизнь гарантирована. Пытался Сашка комбату доказать, что пленных убивать нельзя, не по-советски и не по-русски, что жизнь немцу обещана, слово дано…

Но у комбата - тоже неограниченная власть над пленным. И не только над ним, и над Сашкой тоже. И горе. Поэтому приказал - и как бы Сашке было невмоготу, пришлось вести фрица убивать. И пошли. Немец, естественно, все понял, но просить не стал ничего. Только шагал все медленнее.

А Сашка его не подгоняет. Идет и думает: «Обещал я жизнь немцу… сроду никого не обманывал, а тут обманул. И в чем? В самом главном, чего уже не поправишь»… «Слово я ему давал»… Далеко ведет немца, потому что не знает, что делать. Знает только одно: «Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах». Очень сильно рискует Сашка, уже переступил некую грань, все тянет… и отпустить немца не может, и убить его не может. Немец уже от этого предсмертного ожидания чуть не мертв.

Тут вдалеке появилась фигура комбата, и так долго он шел к ним через поле, что и Сашка чуть не умер от ожидания. Отменил комбат свое приказание. Переступил через боль и горе, через месть - благодаря правильному Сашке. И этим спас две жизни, и немца, и Сашки - ведь убей тот немца, пусть и по приказу, собой быть бы перестал…

Такая вот Сашке была награда за немца. Потом другая, уже от немцев - ранило его в руку, на пару месяцев лечения. Распутица, от ран на машине не поездишь, пришлось идти пешком, и долго. Попался попутчик - лейтенант Володька (в нем Кондратьев изобразил себя), и шли они с попутчиком по прифронтовым дорогам от деревни к деревни, в которых война повымела и мужиков, и еду. Разговаривали, конечно.

Рассказал Сашка про случай с немцем.

«- Мда... случай... Дай-ка лапу, Сашка, - лейтенант протянул руку и стиснул Сашкину в крепком рукопожатии. - Я бы не смог.

Ну да, - улыбнулся Сашка, - еще как смог бы. Непростое дело человека убить... да безоружного. И ты бы не стал... Люди же мы, не фашисты, - досказал Сашка просто, а лейтенант еще долго глядел ему в глаза с интересом, словно впервые видел, словно старался отыскать в них что-то особенное, пока Сашка не сказал: - Ну, чего на меня глаза пялишь, как на девку. Ничего во мне нету».

Повесть читается без отрыва, каждая деталь там на своем месте, плотно подогнана, и общий механизм работает именно так, как желал автор. Образ Сашки - безусловная удача Кондратьева, это «простой» русский человек, который не сломался ни от войны, ни от того, что она с собой приносит, который от войны очерствел душой, но не озверился, не потерял человеческий облик и остался правильным.

Изображение жизни на войне в повести В. Кондратьева «Сашка»

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-1945 годах ее создавали писатели, отправившееся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 годы. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях - излишне ликующие и триумфальные.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену.

Литературу этого периода, как мы уже отмечали во введении, называли «лейтенантской прозой». Произведения писателей-фронтовиков вызвали в обществе широкий отклик. Ими зачитывались, о них спорили: одни восторженно одобряли, другие считали, что так о войне писать нельзя. Время показало, что произведения «лейтенантской» прозы востребованы, именно потому, что они правдивы, потому что в них отражены общечеловеческие проблемы, волнующие людей всегда.

Невозможно говорить об изображении войны В. Кондратьевым в произведении «Сашка» не затронув биографии и судьбы автора.

Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Закончив в 1958 году Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.

В одном из писем к своим читателям Кондратьев объяснял: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

Исходя из этого, мы можем заключить, что все его произведения в той или иной степени автобиографичные.

Во второй половине 70-х годов произведения о войне главным образом повествовали о жизни рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны.

Исключением не стала и повесть «Сашка» В. Кондратьева.

К. Симонов в предисловии к этому произведению писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской».

Как мы уже заметили, отталкиваясь от биографии, В. Кондратьев - бывший фронтовик. В своем произведении он открывает нам правду о войне, пропахшей потом и кровью. Война в повести предстает не чередой боев, побед, поражений, а военным бытом с его повседневными заботами.

Поэтому тяжесть войны в данном произведении В. Кондратьева заключалась не только в постоянной смертельной опасности, но и в нехватке продовольствия, боеприпасов, в отсутствии должного порядка. Вот от этого у героя повести на душе камень, а чтобы давил меньше, он старался убедить себя в том, что «по-другому, видно, нельзя было дело повернуть, какую-то важную задачу они выполняли и, возможно, выполнили».

Действие повести «Сашка» происходит ранней весной 1942 года под Ржевом, где идут непрекращающиеся ожесточенные бои: «Всем воевавшим под Ржевом - живым и мертвым - посвящена эта повесть».

Вячеслав Кондратьев прошел вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал под Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

Осенью 1941 г., на Ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. На всех своих молодых героев Вячеслав Кондратьев смотрит как бы из 1942 года, сквозь призму стона, боли, крика души глазами того юного поэта, каким был он сам на Ржевском пятачке: и умирает на поле не воин, Не страшный для врага солдат, а мальчик маленький, который, Корчась в боли, В последнем стоне кличет мать.

«Покушение», «Селижаровский тракт», «Встречи на сретенке», «Красные ворота», «Привет с фронта», «Искупить кровью», «Бои местного значения»…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Повесть «Сашка» публикуется в 1979г. Время повести - страшный 1942 год, изнурительные бои под Ржевом.

Известно, что героем повести «Сашка» является простой советский солдат, образ которого воплотил лучшие человеческие качества. Вместе с тем он лишен характерного для военной прозы патетического надрыва.

Ум, смекалка, нравственная определенность проявляются в нем так непосредственно и открыто, что сразу вызывают доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает и понимает, что «не научились еще воевать, как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал иногда, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств, вроде бы не совершал».

А ночь плыла над передовой, как обычно. Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле. Порой небо прорезывалось, трассирующими, порой тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада. Как обычно. Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что не похожа война, на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России. В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память: «…бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два… Потом каждый день ожидали - сегодня опять идти в наступление. Чего же перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой сапёрной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силёнок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть себе роют…»

Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. С одной стороны, оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева все главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях - каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка: Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая рота в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена».

Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Все это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала надежда выбраться отсюда живым.

Таким образом, мы заметили, что с помощью художественных деталей, эпизодов, фактов автор рисует правдивую, достоверную картину боёв под Ржевом: войска несли большие потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения.

Итак, мы видим, что картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток. В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны.

Сочинение

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт- это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом - повесть В. Кондратьева «Сашка"

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной действительностью.

Если на минуту представить, что и Сашку, и тяжелораненого солдата, которого он перевязал, пощадила война, то стал бы главный герой вспоминать об этом? Вряд ли, ведь Сашка сделал то, что должен был, сделать. Для него в этом поступке нет ничего особенного.
Но для того раненого солдата это значит много, он вряд ли забудет человека, который спас ему жизнь, хотя он даже имени его не знает. Но дело не в этом, а в том, что этот поступок раскрыл для раненого натуру Сашки, самое главное.

Художественное пространство произведения небольшое: три деревни, где расположились немцы и редеющий батальон. Овсяниковое поле ничем не примечательно, но для героев повести Кондратьева оно имеет большое значение. Здесь основной центр событий, не все перейдут это поле, а те, кто перейдет, запомнят его навсегда. Для воюющих на этом поле важны все детали: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно. Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим».

Все незначительное в повседневной жизни для солдата становится значимым. В этих мелочах заключена его жизнь. Даже смерть становится неотъемлемой и какой-то привычной частью военной жизни. События, разворачивающиеся на Овсяниковом поле, как в зеркале отражают судьбу большого мира, судьбу народа в период потрясений. В малом видится большое - такова особенность повести Кондратьева.

В «Сашке» внимание писателя ориентировано не только на боевые действия, но и на военный быт. Жизнь (в значении бытия) и быт у Кондратьева неотделимы друг от друга.
Поле Овсяниковое - это маленький кусочек большого фронта, где так же воюют и гибнут. Но не только к боевыми действиям приковано внимание писателя, а также к тылу, который нет-нет да и возникнет в повести. Ведь именно тыл обеспечивал фронт провизией и боеприпасами. Людям, которые остались в тылу, было не легче, чем на фронте. Герои повести хорошо понимали, что никто так не сопереживал: им, как одинокие женщины, проводйвщие своих мужей и сыновей на фронт. Именно они будут выхаживать и перевязывать раненых, прятать от фашистов.

Солдаты чувствуют свою вину за то, что те, кого они должны защищать, т. е. женщины, вынуждены выполнять всю тяжелую мужскую работу, за то, что война идет не так, как представлялась вначале.

Фашистская армия была хорошо вооруженной, уверенной в своей неуязвимости и победе. Армия, готовая проявить жестокость и бесчеловечность по отношению к врагу ради своей цели. Но как обращались наши воины с пленными немцами? Сашка, взяв в плен немца, не может проявить к нему бесчеловечность: «Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет- хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало... И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

Если бы он расправился с безоружным, то утратил бы чувство собственной правоты, нравственного превосходства над фашистами. Любая жизнь значит для него очень много, даже жизнь пленного немца: «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»

Когда у него спросили, почему он не выполнил приказ о расстреле пленного, он ответил: «Люди же мы, а не фашисты». В этих его словах заключена вера в непоколебимость человеческого в человеке.

В Сашке боролись солдат, который обязан выполнять приказы командира, и человек, который не может лишить другого человека жизни: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!» Это значит, что человеческое победило.

Учиться воевать тоже надо уметь, об этом говорит Кондратьев в своей повести. Уметь воевать - это не только способность преодолевать свой страх и не теряться в трудную минуту, но и уметь вести войну так, чтобы она была с минимальными потерями. Но мы учимся воевать, и за учебу эту заплачено немало жизней. Когда-нибудь мы научимся, ведь человек в любых условиях должен стремиться оставаться человеком.

Повесть Кондратьева - светлая повесть, в ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображен в ней жуткий оскал войны. История жизни Сашки - это история человека, который, жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, нам, мне, детям будущего, моим детям!!!