Выдуманный хадис и его положение. Хадисы для женщин и мужей Хадис про то что нельзя

  • 27.07.2023

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Шейх Али аль-Хаддади* : «Нельзя обольщаться при виде того, кто хочет победы для Ислама, пока не узнаешь, что он на Сунне» .

Комментарий к хадису «…Аллах оказывает поддержку этой религии нечестивым человеком».

Со слов Абу Хурайры приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день Хайбара велел Билялю обратиться к людям: «Не войдет в Рай никто, кроме покорившейся души (мусульманина). И поистине, Аллах оказывает поддержку этой религии нечестивым человеком » (приводят аль-Бухари и Муслим).

Причина этого хадиса: Абу Хурайра сообщил: «Мы присутствовали при Хайбаре, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о человеке, который был с ним и заявлял о своем Исламе: «Он из обитателей Огня ». Когда началось сражение, этот человек сражался самым сильным образом, а когда ран на нем стало много и некоторые люди уже стали сомневаться, он стал изнемогать от ран и тогда взял свой колчан, достал оттуда стрелы и порезал себя ими. Люди из числа мусульман обратились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, Всевышний подтвердил твои слова, ведь тот человек убил самого себя». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поднимись, о такой-то, и сообщи людям, что не войдет в Рай никто, кроме верующего. И поистине, Аллах оказывает поддержку этой религии нечестивым человеком ».

Комментарии

1. Мусульманин должен быть осторожным, нельзя обольщаться при виде любого, кто заявляет о том, что хочет победы для Ислама, будь он объявляющим джихад, или выдвигающим себя для дауата, или для порицания зла, или для благотворительных акций или еще для каких-либо дел, которые в наше время принято называть словом «исламская деятельность»…

Не надо спешить признавать его, доверять ему и принимать то, что он говорит, побуждать людей сидеть с ним и слушать его, пока вы не убедитесь, что этот человек находится на Сунне. Дело в том, что у приверженца Сунны все его основы соответствуют тому, с чем пришел Пророк (мир ему и благословение Аллаха), но признавать того, кто соответствует Сунне лишь частично, недостаточно! Ведь каждая секта, относящаяся к Исламу, в чем-то соответствует Сунне, одни больше, другие меньше. По этой причине ученые из числа саляфов указывали на важность этого правила, ибо наибольший урон для приверженцев Сунны (не только для простых людей из их числа, но и для тех, кто не стремится к различению) наносится именно с этой стороны.

Так, сказал имам аль-Барбахари в книге «Шарх ас-Сунна»: «Не разрешается человеку говорить: такой-то является приверженцем Сунны, пока не узнает, что по всем вопросам тот человек соответствует Сунне, нельзя называть кого-то приверженцем Сунны, пока вся Сунна не соберется в нем ».

Сегодня же среди людей есть такие, кто спешит давать хорошую характеристику неизвестным ему людям, называть приверженцем Сунны лишь за то, что услышит, как некто хвалит обладателей власти, либо за то что тот, например, покритиковал таблиговцев и тому подобное. Таким образом, они дают свои рекомендации и добрую характеристику, зная лишь отдельные стороны, через которые еще нельзя судить об остальном. Если уж требуется дать ему характеристику, то пусть оценивает лишь ту сторону, которая ему известна и в которой он показал себя с хорошей стороны, но пусть не обольщает других людей, пока не разберется в истинной сущности того человека.

2. Приверженцы нововведений прибегают к утаиванию своих взглядов в начале своей деятельности, особенно – когда чувствуют опасения для себя, например, когда большинство людей вокруг соблюдают Сунну или когда власти пристально наблюдают за сектантами. Они продолжают скрываться, пока не наступает удобный момент, и вот тогда они запускают свой яд хитрыми и вероломными способами.

Сказал имам аль-Барбахари: «Приверженцев нововведений можно сравнить со скорпионами, которые скрывают свою голову и тело под песок и оставляют хвост на поверхности, и жалят, как только появляется возможность. Так же и сторонники нововведений скрывают себя среди людей, а когда появляется удобный случай, они совершают намеренное ».

В истории есть множество уроков и примеров подобного. Например, тот, кто прочитает о событиях, связанных с фитной аль-Мухтара ибн Абу Убейда в Ираке или с фитной Ибн Тумурта в Магрибе, увидит как много хитрости и вероломства они применили для того, чтобы испортить убеждения людей, свергнуть правителя, распространить нечестие на земле, пролить кровь и т.д.

Одной из уловок приверженцев нововведений, с помощью которой они обманывают разных людей, является то, что они выдают себя за последователей кого-то из суннитских ученых, а также приписывают свое новшество тому праведному ученому, дабы простые люди поверили им и приняли новшество из уважения к тому ученому.

Так, Ибн Батта сказал об одной из уловок секты кадаритов: «Иногда кого-то из них спрашивают: кто ваш имам, за котором вы следуете в своем убеждении – грязном и недостойном? И они заявляют, что их предводителем является сам аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах. Так эти нововведенцы к своему мерзкому неверию и лицемерию добавляют возведение лжи на имама из числа имамов мусульман, их господина и ученого, приписывая ему неверие, бросая на него поклеп и обвиняя его ложно и греховно. Все это для того, чтобы украсить свое новшество перед своим оппонентом, побеждающим их ».

Подобное происходит и сегодня в большом количестве, ведь как часто сторонники прихотей возводят ложь на ученых Сунны, выдавая за их слова то, чего они не говорили, но что поддерживает их новшество, либо искажая их речи и применяя их не к тем ситуациям и наполняя их посторонним смыслом.

3. Ученые из числа праведных предшественников указали на некоторые признаки, отличающие сторонников прихотей, дабы их лживые убеждения не повлияли на последователей Сунны. Ограничусь упоминанием трех из них.

Первый . Проявление гнева при упоминании критики в адрес новшеств, сект, джамаатов и их последователей.

Гнев, вызванный в такой ситуации, указывает на любовь к тому мнению, ради которого человек гневается, ему было тяжело слышать критику и выявление его фальши. Если бы он был настоящим салафитом, то не стал бы гневаться при критике новшеств, а наоборот радовался бы этому, потому что он не защищает слепо ложь и знает, что подобная критика – это один из видов джихада на пути Аллаха, оберегающий границы религии.

Известно, что некий человек обратился к Абу Бакру ибн ‘Айяшу: «О Абу Бакр, кто есть суннит?» Тот ответил: «Это человек, который не гневается при упоминании прихотей ».

Смысл его слов в том, что гнев проявляет именно приверженец прихотей либо, как минимум, тот, в чьем сердце есть болезнь и подверженность им, так что остерегаться от этого нужно обязательно.

Второй . Человека можно узнать по его товарищам, единомышленникам, сообщникам и окружению. Как сказано в хадисе: «Человек находится на религии своего друга».

Многие ранние имамы указали на это полезное средство, с помощью которого можно убрать запутанность с того человека, чья истинная сущность остается непонятной для многих людей, особенно – с того, кто внешне выдает себя за последователя Сунны. Нет другого такого признака, которым можно было бы их также быстро выявить.

Сказал имам Аль-Ауза’и (Абдурахман ибн Амр): «У того, кто скрыл от нас свое нововведение, не скроется для нас его окружение ».

Сказал Абдуллах ибн аль-Мубарак: «Чье новшество для нас осталось незамеченным, не скроется его окружение ».

Сказал аль-Фудайль ибн Ияд: «Остерегайся того, кто сидит с приверженцем нововведения ».

Когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он начал наблюдать за положением ар-Раби’ ибн Субайха среди людей и спросил: «Какое у него направление?» Ему ответили: «Нет у него другого направления, кроме Сунны». Он спросил: «Кто входит в его окружение?» Ему сказали: «Люди из числа кадаритов». Тогда он сказал: «Значит, он кадарит ».

Третий . Порицание ученых Сунны.

Это общий признак для всех приверженцев прихотей. Порицание ученых бывает в разных видах, иногда более явно, иногда – менее, прямо или косвенно. Об этом упоминают ученые при рассказе о видах клеветы.

4. Никто не отрицает, что иногда истину могут защищать приверженцы нововведений, либо их руками убирается нечто из ложного, либо в начале пути некий человек находится на истине, а затем заблуждается. Но ничто из этого не должно обманывать людей в отношении этого человека, покуда он является в числе приверженцев нововведений. Наоборот, кто узнает истинную сущность этого человека и поймет исходящую от него опасность, пусть раскроет его положение и сделает искренний совет мусульманской умме.

Известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опасался для своей уммы человека, который будет читать Коран настолько, что на нем станет заметен его блеск, и он будет опорой для Ислама, а затем изменится его положение, и он выступит против своего соседа-мусульманина, объявив его неверным и дозволив его кровь.

Как прекрасны слова имама аль-Ааджурри, предостерегавшего последователей Сунны от обольщения речью приверженца нововведений и его многочисленным поклонением, покуда тот находится на заблуждении. Говоря о хариджитах, он сказал следующее: «Кто увидит усердие хариджита, вышедшего против имама мусульман (будь тот имам праведным или несправедливым), собравшего вокруг себя общину, обнажившего меч, дозволившего убийство мусульман, тому не стоит обольщаться ни красотой его чтения Корана, ни долготой совершения молитв, ни частотой поста, ни его красивыми словами о знании, если его путь – это путь хариджитов ».

* Шейх Али ибн Яхья аль-Хаддади известный саляфитский талибуль-ильм, который родился в Саудии в ар-Рияде. Ему сейчас 41 год. Он учился у шейха Ибн База, также из его шейхов — шейх Салих аль-Фаузан, шейх Ахмад ан-Наджми, шейх Зайд аль-Мадхали и др.

Он получал иджазу от таких ученых, как шейх Исмаиль аль-Ансари, шейх Абдуллах ибн Акыль, шейх Ахмад ан-Наджми, шейх Раби’ аль-Мадхали, шейх Уасыюллах Аббас.

Является автором многих хороших работ, которые хвалили ученые. Например, у него есть прекрасная работа, посвященная теме излишества в религии (аль-гъулю), на которою делали такъдим шейх Ахмад ан-Наджми и шейх Уасыюллах Аббас, хвалившие эту работу и называвшие Али аль- Хаддади уважаемым шейхом, когда ему было меньше 35 лет.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Приём пищи – это действие, которое совершает каждый человек, ибо жизнедеятельность любого живого существа зависит от питания. Однако в зависимости от того, что потребляет человек и каким образом проходит процесс употребления пищи, зависит многое. Также важен момент начала и завершение трапезы. Как известно, приём пищи следует начинать с упоминания имени Аллаха и заканчивать, также воздав хвалу Всевышнему и совершив дуа. Такая трапеза непременно принесёт человеку пользу, и вдобавок к этому ему запишется за это вознаграждение.

Однако некоторые действия во время трапезы могут лишить еду бараката. Крайне нежелательно брать пищу левой рукой, и об этом сказано и написано очень много. Поэтому здесь мы ограничимся только напоминанием о нежелательности этого действия.

Во время приёма пищи многие люди дуют на горячую еду или питье. Многие делают это неосознанно, ибо им не приходит в голову, что это может быть вредно.

Когда речь заходит о том, что является макрухом (нежелательным) при приёме пищи, то в первую очередь на ум приходит именно дутьё на пищу. Приступать к трапезе, когда еда горячая, считается не только макрухом, но и причиной уменьшения бараката этой пищи.

Аль-Хатиб Аш-Ширбини, перечисляя адабы приёма пищи в своей книге «Мугни аль –мухтадж», пишет следующее: «…не употреблять горячую еду, пока она немного не остынет ».

От Асмаъ бинт Абу Бакр (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что она, когда готовила суп, накрывала его и оставляла, пока от него не прекратит идти пар, и потом говорила:

إني سمعت رسول الله – صلى الله عليه وسلم – يقول: إِنَّهُ أَعْظَمُ لِلْبَرَكَةِ . يَعْنِي الطَّعَامَ الَّذِي ذَهَبَ فَوْرُهُ

«Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Поистине, в этом наибольшая благодать", имея в виду еду, которая перестала вариться ». (Ибн Хиббан, 1344; Аль-Хаким, 4/118; Байхакъи, 7/280)

Также передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

لا يؤكل طعام حتى يذهب بخاره

«Не следует принимать пищу, пока от неё поднимается пар ». (Байхакъи в «Аль-Ирваъ», 2038).

Также от Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أبردوا الطعام الحار فإن الطعام الحار غير ذي بركة

«Остужайте горячую еду, ибо, поистине, горячая еда не благодатна ». (Хаким )

Всё это относится не к обычной, в меру горячей пище, а к еде, которая не перестала кипеть, и от неё ещё поднимается пар; между ними есть разница, ибо та еда, которая перестала кипеть, не перестаёт быть ещё горячей.

Также в хадисах Пророка ﷺ говорится о запрете дуть в посуду или выдыхать в сосуд во время питья воды или других напитков. Запрет (нежелательность) дуть на посуду может быть связан с целым рядом причин: дующий может быть болен, что может негативно отразиться на тех, кто собирается пить после него, или же это вызовет отвращение у других к этой еде. В любом случае это считается неприличным поступком.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أنَّ النَّبيَّ - صلى الله عليه وسلم - نَهَى عَن النَّفْخ في الشَّرَاب ، فَقَالَ رَجُلٌ : القَذَاةُ أراها في الإناءِ ؟ فَقَالَ : أهرقها . قَالَ إنِّي لا أرْوَى مِنْ نَفَسٍ وَاحدٍ ؟ قَالَ : فَأَبِنِ القَدَحَ إِذَاً عَنْ فِيكَ

«Когда Пророк ﷺ запретил дуть на питьё, один человек сказал: "Но иногда я вижу в нём соринки ". Пророк ﷺ сказал: "Выплесни их ". Этот человек сказал: "Поистине, я не напиваюсь за один дух ". Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи стакан ото рта (то есть: отведи кубок ото рта и сделай вдох) "». (Имам Ахмад, 3/32; Тирмизи, 1887; Ибн Хиббан, 5327)

Также от Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَنَّ النَّبِيَّ - صلى الله عليه وسلم - نَهَى أَنْ يُتَنَفَّسَ فِي الْإِنَاءِ أَوْ يُنْفَخَ فِيهِ

«Пророк ﷺ запрещал дышать в сосуд или дуть в него ». (Тирмизи, 1888; Абу Дауд, 3728; Ибн Маджах, 3428 и 3429)

Как мы выше упомянули, нет принципиального запрета дуть на еду или в посуду. Это является не приказом Посланника Аллаха ﷺ , а советом. Поэтому, с точки зрения фикха, дуть на еду или в посуду является нежелательным действием (макрух), противоречащим адабу приёма пищи.

Однако в любом случае мусульманину следует воздержаться от этого, ибо соблюдение адабов занимает очень важное место в Исламе.

Пусть каждый человек размышляет над тем, какую заботу проявляет шариат, чтобы научить мусульманина , которые он должен соблюдать даже во время еды и питья. Как много внимания уделяется в книгах учёных-богословов вопросам адаба, гигиены и чистоты. Это всё лишний раз подтверждает истинность и совершенство религии Ислам!

Резюмируя, хотелось бы сказать : не следует есть очень горячую пищу, необходимо дождаться, когда она немного остынет. Посланник Аллаха ﷺ никогда не дул на еду и не дул в посуду, из которой ел или пил, и предостерегал других от этого, так как это не соответствует адабам.

Муслим Абдулаев

الحديث الموضوع «Аль-Хадис аль-мауду» (выдуманный хадис) в лингвистическом значении الملصق «мульсак» (приписанный). Арабы говорят: «Такой-то выдумал («وضع») в отношении такого-то то-то и то-то» («وضع»), то есть приписал («الصف»)».

В терминологическом значении это слова, которые выдумал кто-то из людей и приписал их Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Также считается лжецом тот, кто сочинил хадис умышленно, по забывчивости либо по ошибке, потому что ложь – это сообщение, которое не соответствует действительности.

Положение такого хадиса: учёные единогласно посчитали, что аргументировать таким хадисом и передавать его запретно, разве что для разъяснения его ложности, какой бы темы он ни касался, будь то раздел шариатских решений, раздел благопристойных поступков, раздел устрашения и побуждения либо же какой-то другой раздел мирских дел. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто солжёт обо мне умышленно, тот пусть приготовится занять своё место в Аду » .

Муслим во введении к своему сборнику (1/62) передал слова Самуры ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто передаёт от меня хадис, в отношении которого есть подозрение («يرى» [«юро»] ), что это ложь, то передающий – лжец (« من الكاذبين » [«мин аль-казибин»])» ».

Хафиз ибн Хаджар сказал в книге «Ан-Нукат аля мукаддима ибн Салях» (2/839): «Упомянутое в хадисе слово «يرى» означает «если предполагается, что хадис сочинённый». В слове «аль-казибин» две вероятности: либо это слово в двойственном числе («الكاذبيْن» [«аль-казибейн»]), либо же во множественном («الكاذبِين» [«аль-казибин»])».

Имам Хабиб ибн Абу Сабит сказал: «Кто передаёт ложь, тот лжец»; передал аль-Хатыб в книге «Аль-джами лиаглякир-рави» (1/136).

Ад-Даракутни сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пригрозил огнём тому, кто лгал о нём после его веления передавать от него хадисы, и в этом заключается доказательство существования приказа передавать от него только достоверное, исключая слабое, а также истину, исключая ложное, а не передавать всё, что приписывают ему, потому что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Чтобы впасть в грех, человеку достаточно передавать всё, что он слышит» .

Затем. Тот, кто передаёт от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) хадис, в достоверности которого сомневается, подобен лжецу, на основании его (да благословит его Аллах и приветствует) слов: «Кто передаёт от меня хадис, в отношении которого есть подозрение, что это ложь, тот один из (двух) лжецов » , ведь Пророк не сказал, что лжецом является только тот, кто уверен в лживости этого хадиса.

Из осторожности в этом вопросе праведные халифы и избранные сподвижники боялись растущего количества хадисов среди людей. Абу Бакр и Умар требовали от тех, кто передавал хадисы, о которых они не слышали, привести доказательство своих слов и предупреждали их о наказании за ложь, а Али требовал от передатчиков приносить клятву.

Некоторые мухаддисы из числа сподвижников и табиинов из предосторожности при передаче хадиса говорили после него: «или близкое к этому», «или подобное этому», «или похожее на это». Они поступали так из страха привнести что-либо в хадис или убавить от него по забывчивости или небрежности. Одним из тех, кто принимал такие меры предосторожности, был Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что в последнее время среди его общины распространяются ложные и недействительные хадисы, и поэтому он предостерёг своих последователей от этого, страшась и предупреждая о гиблых людях: «В последнее время придут люди из моей общины, которые будут передавать вам такие хадисы, которые не слышали ни вы, ни ваши отцы, так берегитесь же и пусть берегутся они!», отсюда и пошло высказывание: «Цепочка передачи (иснад) из религии, потому что она предмет изучения муджтахидов» .

Хафиз Джалялуддин ас-Суюты сказал: «Учёные по хадису единогласны в том, что передача выдуманных хадисов не дозволяется, какой бы смысл они ни имели. Исключением является случай, когда нужно разъяснить ложность хадиса, но со слабыми хадисами дело обстоит иначе, потому что их передача дозволена в разделах, не связанных с шариатскими постановлениями или вероубеждением. Об этом твёрдо заявили имамы ан-Навави, ибн Джамаа, ат-Тайиби, аль-Булькыни и аль-Иракы» .

Хафиз Абу аль-Хаттаб ибн Даххыя сказал: «Берегитесь же, о рабы Аллаха, лжеца, который передает вам сочинённые хадисы, аргументируя им, пусть даже в пользу благого, однако благо будет только в деле, узаконенном Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Если же подтвердится, что данная передача лжива, то она перестаёт быть законной, а приводящий её в качестве аргумента будет тем, кто прислуживает дьяволу по причине использования хадиса, ложно приписанного к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о котором у него нет никакого доказательства» .

В толковании к сборнику «Сахих Муслим» (1/70) о запрете передачи сочинённых хадисов для того, кто знает об их лживости либо догадывается о том, что они, вероятнее всего, лживые, и поэтому тот, кто передаёт некий хадис, зная о его лживости или же предполагая это, и не разъясняет ложность этой версии, тоже подпадает под угрозу, имам ан-Навави сказал:

«При запрете приписывать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) хадисы нет разницы между теми версиями, в которых упоминаются шариатские постановления, и между разделом устрашения и побуждения («ат-таргыб ват-тархиб»), проповедей и тому подобного. Всё это запрещено и является одним из самых больших грехов и самым мерзким поступком, по единогласному мнению мусульман, чьё мнение принимается в расчёт при составлении единогласия («аль-Иджма»)…» до его слов «установилось единодушное согласие сторонников закона о запрете лжи в адрес кого-либо из людей, что же говорить о том, чьё слово – шариат и чья речь – божественное ниспослание? Ложь о таком – ложь об Аллахе!».

Хафиз ас-Сахави в толковании «Альфии» имама аль-Иракы сказал:

«Ас-Саури передал слова Хабиба ибн абу Сабита, что тот, кто передаёт ложь, сам является лжецом, поэтому аль-Хатыб сказал:

«Мухаддис обязан не передавать лживые хадисы и сообщения, а если кто поступит так, то это обернётся для него явным грехом, и он войдёт в число лжецов. Однако это в том случае, если приводящий этот хадис не будет ничего разъяснять, например, уточнениями: «это ложная передача» или «недействительно» и тому подобными выражениями, недвусмысленно сообщающими о лживости хадиса» .

Большинство учёных сказали, что возведение поклёпа на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) большой грех, а Абу Мухаммад аль-Джувайни пошёл дальше и сказал, что это неверие (куфр).

Маликитский учёный ибн аль-Мунир сказал: «Поистине, возводящий ложь на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выбывает из общины мусульман и становится неверующим» .

Хафиз аз-Захаби в своей книге «Аль-Кабаир» сказал: «Нет сомнений, что умышленная ложь об Аллахе и его Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует) в том, что касается разрешения запретного или запрета разрешённого – чистое неверие. А касательно лжи о них относительно всего остального, то Аллах лучше знает об этом» .

Учёные едины во мнении, что ложь о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – один из больших грехов и тяжкое бремя.

Значение выражения мухаддисов «Нет у него основы» иногда заключается в том, что хадис не имеет основы ни в Коране, ни в достоверной сунне, иногда – в том, что хадис не имеет цепочки передачи вообще, иногда – в том, что он сочинён и приписан Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), иногда – в том, что хадис лжив, но без отрицания цепочки передачи, а иногда – в том, что смысл хадиса и его содержание очень странные с точки зрения шариатских суждений, и в шариате нет того, что в целом подтверждало бы его.

Ас-Суюты в книге «Тадрибур-Рави» сказал: «Ибн Таймия сказал, что смысл их выражения «нет у этого хадиса основы» заключается в том, что у него нет цепочки передачи».

Мой шейх, великий учёный Абдуль-Фаттах (да помилует его Аллах) сказал: «Если у хадиса нет цепочки, то он ничего собой не представляет, и его не принимают во внимание, потому что основанием для передачи нам слов нашего господина Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является достоверная, утверждённая цепочка передачи или то, что сможет её заменить, а всё прочее ничего не стоит».

О положении рассказчиков историй

Хафиз Зайнуддин аль-Ираки в книге «Аль-Баис аляль-халяс мин хавадис аль-кассас» в том месте, где рассказчики историй передают хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), считая их хадисами и не различая, что из этого достоверно, а что нет, сказал:

«Если то, что они передают, достоверно по единодушному мнению, то передающий это всё равно совершит грех, потому что он передаёт то, о чём не знает. И если даже передаваемое случайно совпало с действительностью, то он всё равно совершит грех, потому что отважился на передачу того, о чём у него нет знания. Также тому, кто соответствует такому описанию, нельзя передавать хадисы из книг, даже если это достоверные сборники хадисов аль-Бухари и Муслима, пока он не прочтёт их перед учёными, специализирующимися в области хадисов».

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”».

Хадисы о важности женитьбы

Пророк ﷺ сказал, что «тот, кто, боясь бедности, не женится – не из нас», то есть, не на нашем пути (Абу Мансур)

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Женитьба является моим путем, и тот, кто отвернется от нее, тот отвернулся от меня»

В другом хадисе говорится: «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня» (Аль-Бухари, Муслим)

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине, оно потупляет взор и уберегает ваши половые органы; а тот, кто не в состоянии, пусть постится, поистине, пост умерит его желание» (Аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, aн-Насаи)

«Кому будет дано четыре вещи, то это будет лучшим благом этого мира и мира вечного: 1) благодарное сердце; 2) язык, занятый поминанием Аллаха; 3) терпеливое на бедствия тело; 4) супруга, не предающая мужа ни телом, ни его имуществом» (Аль-Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине [веры]» (аль-Хаким)

Хадисы о сватовстве

«Поистине, женщину берут в жёны из-за её религии, из-за её богатства и из-за её красоты, и тебе следует жениться на той (мусульманке), которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи)

Передают со слов аль-‘Урса ибн ‘Амиры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк ﷺ сказал:«Советуйтесь с женщинами (относительно выдачи их замуж), так как разведённая лучше знает о себе, а согласие девственницы – её молчание» (Ат-Табарани, Аль-Байхаки)

Со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Предлагайте женщинам согласиться на замужество» (Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан)

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то из вас захочет выдать замуж свою дочь, пусть спросит о её согласии» (Ат-Табарани)

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас пожелает посвататься к женщине, то не будет греха, если он взглянет на неё, с целью сватовства, даже если она не будет знать об этом» (Ахмад, ат-Табарани)

У Пророка Мухаммада ﷺ спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому» (Ан-Насаи, имам Ахмад)

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Если к вам придет [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство» (ат-Тирмизи).

Хадисы об отношении к женшинам

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Верующий не должен ненавидеть свою верующую жену, ибо если даже ему не нравится в ней что-то, то ему непременно понравится что-то другое» (Ахмад, Муслим)

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан, ат-Тирмизи)

«Я наказываю вам хорошо обходиться с женщинами» (Аль-Бухари, Муслим)

«Лучшие из ваших женщин – это любящие, часто рожающие, покорные и соответствующие мужьям, если они страшатся Аллаха. А худшие из ваших женщин – это выставляющие свою красоту напоказ и высокомерные. Они лицемерки! (Тех) из них, которые войдут в рай так же мало, как (мало) ворон с белыми пятнами на ногах» (Аль-Байхаки)

«Поистине, женщина была создана из ребра, и если ты постараешься выпрямить его (полностью), то сломаешь его, а если оставишь его, то этой кривизны будет достаточно, чтобы жить с ней (и наслаждаться ею)» (Ахмад, аль-Бухари, ан-Насаи, ад-Дарими)

«У кого было две жены, и он склонялся к одной из них в ущерб другой, тот в Судный день придет перекошенным, волоча одну половину тела, падая или склоняясь» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, аль-Хаким)

Са"д ибн "Убада, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Если бы я увидел какого-нибудь мужчину с моей женой, я бы ударил его мечом, не задумываясь!» Пророк ﷺ сказал: «Вы удивляетесь ревности Са"да? Поистине, я еще более ревнив, чем он, а Аллах еще более ревнив, чем я, и именно из-за ревности Аллаха были сделаны запретными все проявления непристойности, как тайные, так и явные» (Аль-Бухари)

«Если мужчина напоит водой свою жену, то он получит за это вознаграждение» (Ат-Тирмизи)

Абу Са"ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одно из самых худших мест у Всевышнего в Судный День будет занимать человек, который вступал в близость с женщиной, а потом распространял её секреты» (Муслим)

Му"авией аль- Кушайри, да будет доволен им Аллах, передал: «Я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: "Что ты скажешь о наших женщинах?" Он сказал: "Вы должны кормить их из того, что едите сами, одевать их из того, что носите сами, и не бить их и не оскорблять"» (Абу Дауд)

Айша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Хинд, жена Абу Суфьяна, да будет доволен ими Аллах, сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфьян - человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моим детям, если только я сама не беру у него без его ведома». Он сказал: «Бери столько, сколько достаточно для тебя и для твоих детей согласно обычаю» (Аль-Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал в прощальном хадже: «А они (женщины) имеют право на то, чтобы вы кормили их и одевали согласно обычаю» (Муслим)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сирот и женщин!”» (Ахмад, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

Сообщается, что Аль-Микдад ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: “Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, [и никогда не бил её, оставляя следа на теле]. И они умирали в старости, питая любовь друг к другу”» (Ат-Табарани)

Аль-‘Аля аль-Гъасани, да будет доволен им Аллах, сказал: «До меня дошло, что из числа скверных поступков, которые Аллах запретил, но о чем не сообщил в Коране, это когда мужчина женится на женщине, и после того, как они прожили долго, и она родила ему, он разводится с ней, не имея какого-либо основания» (Ат-Табарани)

«Поистине, величайший грех пред Аллахом совершает (тот) человек, который женится на женщине, а когда он удовлетворяет с ней свою страсть, то разводится с ней и не уплачивает её свадебный дар [махр]; а также человек, который нанял работника, а потом не заплатил ему; и тот, кто понапрасну убивает животное» (Аль-Хаким, Аль-Байхаки)

Хадисы об отношении к мужу

«Если жена говорит мужу: «Да воздаст Аллах тебе благом», ей прощаются грехи. Если же она хоть немного гневается на мужа, Аллах стирает награду ее добрых дел и прощает мужа (за его терпение)» (Муслим)

«Если женщина будет совершать пять (предписанных) молитв, соблюдать пост (в месяце Рамадан), оберегать своё целомудрие и будет повиноваться своему мужу, то ей скажут: “Заходи в рай через те врата рая, которые желаешь!”» (Ахмад, Ибн Хиббан)

«Поистине, женщины, которые требуют развод (от своих мужей без причины), разрывая брачные узы, являются лицемерками”» (Ат-Табарани)

От Ибн Аббаса, да будет Аллах ими доволен, передается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я увидел, что большинство из обитателей Ада – это женщины, потому что они проявили неверие». И его спросили: «Неверие в Аллаха?» И он ответил: «Неверие в мужа, неверие в мужа, неверие в щедрость к ним. И если всю жизнь к ней хорошо относились, а потом она увидела что-то, [что бы ей не понравилось] то она скажет мужу: «Я ничего хорошего не видела от тебя» (Бухари и Муслим)

«Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам» (Муслим)

Хадисы о супружеских отношениях

«Да помилует Аллах мужчину, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, которая также совершает молитву, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, который также совершает молитву, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджах, ан-Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

«Если мусульманин проснётся ночью, разбудит свою жену и они вместе совершат молитву в два рак’ата, то они будут записаны среди мужчин и женщин, много поминающих Аллаха» (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

«Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим)

Пророк ﷺ сказал: «...и даже совершение любым из вас полового сношения [с женой] - это милостыня!» Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворяет своё желание, он получает награду?!» Он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, его ждёт награда!» (Муслим)

"Абдуллах ибн Амр ибн алъ-"Ас, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "О "Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам". Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Не делай так, но постись иногда и не соблюдай поста иногда, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так соблюдай же право каждого обладающего правом "» (Аль-Бухари, Муслим, Ат- Тирмизи)

Хадисы о недостойном поведении

О бесстыдстве и вседозволенности

3.1. Если не стыдно, делайте все, что хотите.

О неверии

3.2. Посланник Аллаха говорил, что если один человек обвиняет другого в отсутствии веры, то один из них точно является неверующим. Если тот, кому адресовано обвинение, и в самом деле не верит в Аллаха, то обвиняющий его в безверии говорит правду. Если же дело обстоит иначе, то обвиняющий сам повинен в неверии.

О худшем из людей

3.3. Однажды посланник Аллаха сказал: – Худшим человеком является тот, от чьего зла нужно оберегаться.

О распутстве

3.4. Проявляя заботу о женщинах, пророк Мухаммед в то же время резко осуждал тех из них, кто забывали о скромности и вели себя вызывающе.

– Разодетые и выставляющие напоказ свою наготу, раскачивающие бедрами при ходьбе и тем самым соблазняющие мужчин женщины никогда не войдут в Рай, и им даже не будет дозволено вдохнуть его благоухания! – предупреждал он. – Лицемерки и те, кто ходят полураздетыми и чванятся, никогда не попадут в Рай.

Насколько греховным он считал такое поведение женщин, явствует из сказанных им слов:

– Распутство одной развратницы сравни распутству тысячи развратников. А праведность и благочестие одной женщины сравни праведности и благочестию семидесяти праведников мужского пола.

О предательстве

3.5. Пророк Мухаммед говорил: – Тот, кто дает неправедный совет обратившемуся к нему за помощью брату-мусульманину, совершает предательство.

О лицемерии и вероломстве

3.6. Посланник Аллаха предупреждал правоверных, что лицемер может притворяться добрым мусульманином, регулярно ходить в мечеть и молиться, соблюдать пост, но его всегда можно распознать по трем вещам: во-первых, он лжет, когда рассказывает; во-вторых, он нарушает свои обещания; в-третьих, он предает тех, кто ему доверяет.

3.7. Посланник Аллаха стремился искоренить в людях ложь, лицемерие и вероломство и предупреждал, что за эти грехи их ждет наказание, ибо когда настанет день Воскресения, над каждым вероломным будет водружено знамя, на котором будет начертана история его вероломства, и люди, увидев его, будут с презрением обходить их стороной.

3.8. Великое вероломство – сказать что-то своему брату так, чтобы он поверил тебе, тогда как твои слова – ложь.

3.9. Одним из самых худших человеческих качеств пророк Мухаммед считал двуличие.

– Двуличный человек, – говорил он, – подходит к одним с одним лицом, а к другим – с другим.

О гордыне

3.10. Однажды, когда мусульмане сидели с посланником Аллаха, к ним подошел бедуин в отороченном халате и встал прямо перед пророком.

– Ваш пророк унизил всех всадников или намерен унизить всех всадников и возвысить всех пастухов, – обратился он к присутствующим.

Пророк Мухаммед схватил бедуина за складки его халата и сказал:

Тогда один из мусульман попросил:

– О посланник Аллаха, мы знаем, что такое многобожие, но объясни же нам, что такое гордыня? В том ли она состоит, что один из нас носит халат с оторочкой?

– Нет, – ответил пророк.

– В том ли она состоит, что у одного из нас есть пара хороших сандалий с двумя прочными ремешками? – последовал новый вопрос.

– Нет, – ответил он.

– В том ли она состоит, что у одного из нас есть животное, на котором он ездит верхом? – опять спросили его.

– В том ли она состоит, что у одного из нас есть друзья, которые ходят к нему в гости?

– О посланник Аллаха, что же тогда представляет собой гордыня? – спросили его мусульмане.

– Гордыня – это отрицание истины и проявление неблагодарности по отношению к людям, – сказал им пророк Мухаммед и тут же напомнил: – О правоверные, ешьте, пейте, одевайтесь, но не излишествуйте и не возноситесь в гордыне, давайте пожертвования!

3.11. Посланник Аллаха говорил, что гордыня чужда тому, кто ест со своим слугой, ездит на базар на осле, стреножит овец и доит их.

3.12. Однажды к пророку Мухаммеду подошел исключительно красивый мужчина и сказал:

– Я люблю красоту, и мне было дано было стать красивым, и мне не хочется, чтобы кто-то превзошел меня красотой. Не гордыня ли это?

– Нет, – ответил ему пророк. – Гордыня – это когда человек презирает истину и высокомерен по отношению к людям.

О тех, от кого отвернется Аллах

3.13. Посланник Аллаха сказал: – Если Аллах поставил человека править мусульманами, а он не желает замечать их нужд и нищеты, то Аллах отвернется от его нужд.

3.14. Пророк Мухаммед говорил, что в День Воскресения Всемогущий Аллах не очистит от грехов и даже не посмотрит на тех, кто в земной жизни совершили один из трех непростительных грехов. Когда же внимавшие ему попросили рассказать о том, кого именно постигнет такая участь, посланник Аллаха ответил:

О лжи и обманах

3.15. Пророк Мухаммед резко осуждал тех, кто говорит неправду о том, что ему приснилось, потому что сны ниспосылаются Всевышним Аллахом, Повелителем Миров, через ангела, которому Он дает повеление явить человеку то или иное сновидение. Поэтому тот, кто рассказывает о снах, которые ему вовсе не снились, клевещет на Аллаха, тем самым совершая страшный грех.

3.16. Уча мусульман быть правдивыми, посланник Аллаха сказал: – Величайшими обманщиками являются те, кто называют себя сыновьями людей, не являющихся их отцами, лгут о якобы приснившихся им снах и приписывают мне слова, которые я не произносил.

3.17. Остерегайтесь лжи. Ложь сбивает с пути истинного.

3.18. В другой раз, когда речь зашла о греховности обмана, посланник Аллаха сказал:

– О правоверные, помните, что обман – это верный путь к раздору, а честность направляет человека к добру, добро же ведет его к Раю.

3.19. Посланник Аллаха учил остерегаться предположений, называя их самой лживой формой речи.

О запретах

3.20. Запрещая то, что дозволено Всемогущим Аллахом, вы совершаете грех.

3.21. Пророк Мухаммед учил не сетовать на времена. Мусульманину негоже говорить: «Какое плохое время!», – потому что Аллах и есть время, и это он ниспослал день и ночь и мог бы забрать их обратно.

3.22. Пророк Мухаммед запретил пращу, так как от этого оружия было больше вреда, чем пользы.

– Праща бесполезна на охоте, так как из нее невозможно подстрелить дичь, и не причиняет вред врагу. Она способна лишь выбивать глаза и зубы.

О нарушающих запрет

3.23. Пророк Мухаммед запрещал мусульманам бить своих рабов, предупреждая, что за такой поступок они будут отвечать перед Всемогущим Аллахом и попадут в Огонь.

3.24. Посланник Аллаха запрещал мусульманам без спроса брать вещи своих товарищей, даже в шутку.

– Если ты взял посох своего товарища, – говорил он, – ты обязан возвратить его.

3.25. Пророк пресекал интерес, проявляемый мусульманами к недостойным вещам. Недостойное прокладывает прямую дорогу в Ад, и участь тех, кто идет по ней, понятна без объяснений. Поэтому пророк говорил членам своей уммы:

– Не спрашивайте о трех вещах: о человеке, который отделяется от общины, бунтует против правителя и умирает, не прекратив бунтовать. Не спрашивайте о нем. И не спрашивайте о рабе или рабыне, бежавших от своего хозяина. И не спрашивайте о женщине, муж которой в отъезде и которая имеет всего вдоволь, но демонстрирует свои украшения чужим и позволяет себе вольности в поведении. Не спрашивайте также о том, кто спорит с Аллахом относительно Его покрова. Его покров – гордыня, а Его накидка – Его сила. Не спрашивайте о человеке, который сомневается в повелениях Аллаха, и о том, кто не верит в милость Аллаха.

3.26. Посланник Аллаха категорически запрещал азартные игры. Однажды он узнал, что некоторые люди из его уммы играют в нарды на интерес. Когда он потребовал положить конец этому непотребству, голос его звучал очень сурово.

– Тот, кто играет на деньги, подобен тому, кто совершает омовение кровью, – резко сказал он. – Всякий, кто играет в нарды, восстает против Аллаха и Его посланника.

О мошенничестве в торговле

3.27. Пророк Мухаммед сурово осуждал мошенничество с целью набить цену, а также запрещал горожанам действовать в качестве перекупщиков, что сдерживало рост цен на базаре.

– Не встречайте караваны за городом, и пусть горожанин не торгует товарами бедуина, – распорядился он.

3.28. Посланник Аллаха запретил продавать неспелые фрукты, шерсть, которая еще не сострижена со скотины, и молоко, которое еще находится в вымени.

3.29. Однажды посланник Аллаха проходил по базару мимо торговцев зерном. Засунув руку внутрь горки зерна, выставленной одним из торговцев в качестве образца товара, пророк почувствовал, что зерно сырое, тогда как на поверхности оно было совершенно сухим.

Уличив продавца зерна в мошенничестве, пророк Мухаммед потребовал объяснений.

– О посланник Аллаха, – пролепетал торговец, – мое зерно попало под дождь, поэтому оно и стало сырым.

– Но ты же пытался обмануть покупателей, скрыв его под слоем сухого зерна! – сказал пророк. – Знай же, что мошенники не имеют ко мне никакого отношения.

О суетности

3.30. Печалящийся о мирском лишь отдаляется от Аллаха. В этой жизни он лишь обретет новые трудности, а в следующей – лишь утомление. Всевышний Аллах вселит в его сердце вечное беспокойство, озабоченность, несбыточные надежды. С каждым днем жизнь ваша становится короче, так не омрачайте же ее ненужной тоской.

О ссорах

3.31. Стремясь водворить мир и покой в своей умме, пророк Мухаммед учил, что, когда двое мусульман ругают друг друга, ответственность за все сказанное ими ложится на того, кто заговорил первым, однако это происходит только в том случае, если тот, кого поносят, не выходит за пределы дозволенного.

А тех, кто ругаются и поносят друг друга, он называл шайтанами, обвиняющими и отвергающими друг друга.

Сам же пророк Мухаммед никогда никого не поносил, и никто не слышал от него ни одного грубого слова. Если он желал показать, что осуждает кого-либо из своей уммы, он говорил:

– И что это на него нашло? Да запылится его чело!

3.32. Однажды пророк Мухаммед спросил собравшихся вокруг него людей:

– Известно ли вам, что такое навет?

– Нет, нет, – ответили ему, – посланнику Аллаха ведомо об этом лучше.

И тогда пророк сказал:

– Навет – это передача одним того, что сказали другие, с целью посеять раздор между ними.

В другой раз, говоря о пагубности ссор между мусульманами, он сказал:

– Всемогущий Аллах ниспослал мне, что вы должны быть смиренными и не возводить напраслину друг на друга. А когда один человек обвиняет другого в неправедности или обвиняет его в неверии, это обвинение падет на него, если на самом деле его товарищ не таков, как он сказал.

О тех, кто сеют раздор и смуту

3.33. Пророк Мухаммед, проповедуя мир и единство в мусульманской общине, сказал:

– Если человек отказался повиноваться мусульманскому правителю, откололся от уммы и умер, то его смерть подобна смерти во времена невежества.

3.34. Посланник Аллаха учил, что мусульмане должны жить в мире и ни при каких обстоятельствах не поднимать оружие друг на друга.

– Если кто поднимает на нас оружие, – говорил он, – то он не из нашего числа. А если кто вздумает посеять меж вами раздор и смуту, чтобы разрушить ваше единство, убейте его.

О болтунах и злых языках

3.35. Осуждая болтунов и сплетников, пророк Мухаммед говорил:

– Достаточно человеку того греха, что он рассказывает обо всем, что слышал.

Осуждая многословие, посланник Аллаха однажды сказал:

– Худшими в моей умме являются те, у кого рот не закрывается.

3.36. Аллах не любит шумных и грубых, равно как и тех, кто кричит на базарах.

3.37. Пророк Мухаммед призывал мусульман следить за тем, что они говорят, и ни в коем случае не поносить друг друга грязными словами.

– Грязный язык, – говорил он, – часть грубости, а грубость – дорога в Огонь.

О неумеренной похвале

3.38. Однажды в присутствии пророка некто принялся расхваливать одного человека и при этом явно преувеличивал его достоинства. Пророк остановил его и печально сказал:

– Знай, что своими неумеренными похвалами ты уничтожил этого человека или перебил ему позвоночник.

О подозрительности и склонности выискивать недостатки

3.39. Зная о склонности людей выискивать недостатки в окружающих, пророк сказал:

– Поистине, люди – что сотня верблюдов, среди которых человек не может выбрать ни одного пригодного для верховой езды.

3.40. Посланник Аллаха считал, что нельзя открыто проявлять свое подозрительное отношение к кому бы то ни было, потому что, если человек почувствует, что к нему относятся с подозрением, он станет хуже, чем был.

О неподобающей одежде

3.41. Пророк Мухаммед проклинал мужчин, носящих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую одежду.

3.42. Однажды пророк Мухаммед увидел, как один молящийся слишком низко опустил полы своей одежды, и велел ему уйти и совершить омовение. Тот безоговорочно подчинился посланнику Аллаха, но, когда он вернулся обратно в мечеть и хотел продолжить молитву, пророк вновь отправил его совершить омовение.

Присутствовавшие при этом мусульмане спросили посланника Аллаха:

– О посланник Аллаха, почему ты опять отправил его совершать омовение?

– Потому что Всемогущий Аллах не принимает молитвы тех, кто носит одежду, волочащуюся по земле!

3.43. Проповедуя скромность в одежде, пророк Мухаммед считал хлопок и шерсть подходящими для мужской одежды, но запрещал им щеголять в шелках.

– Тот, кто носил шелковую одежду в этом мире, не будет иметь удела в Следующем, – предупреждал он.

В то же время известны случаи, когда он делал исключение для тех, кто страдали от чесотки и кому одежда из более грубых тканей причиняла еще большие муки.

3.44. Однажды посланник Аллаха взял в одну руку кусок шелковой ткани, а в другую – кусок золота. Показав их собравшимся у его дома людям, он трижды повторил:

– Воистину, и то, и другое является запретным для мужчин из моей уммы, но дозволено их женщинам.

Поэтому он запрещал мусульманам пользоваться посудой, сделанной из золота, носить шелковые одежды и даже сидеть на шелковых тканях.

О дурном отношении к родным

3.45. Абу Бакр по прозвищу ас-Сиддик, что означает «Правдивейший», одним из первых уверовал, что Аллах ниспосылает Мухаммеду откровения, и стал его верным последователем и преданным другом. Однажды он зашел в гости к пророку, и тот спросил его:

– Рассказать ли тебе, о Абу Бакр, о том, какие дурные поступки являются наихудшими?

– О Мухаммед, сделай милость, поведай мне об этом, – ответил ему Абу Бакр.

И тогда пророк сказал:

3.46. Пророк Мухаммед учил мусульман, что они обязательно должны ценить и крепить узы родства.

– Нет такого дурного поступка, который с большей неизбежностью повлечет наказание и в этом мире, и в Следующем Мире, чем пренебрежение родственными узами и разрыв отношений с родственниками, – говорил он.

3.47. Пророк Мухаммед сказал: – Если кто оскорбляет родителей, своих или чужих, совершает один из тягчайших грехов.

– Как же их можно оскорбить? – спросили его люди. – Помните, что, оскорбляя человека, вы, в свою очередь, оскорбляете и его мать и отца, – ответил им посланник Аллаха.

О плохих соседях

3.48. Один из мусульман пожаловался пророку, что у него есть злой сосед, который все время обижает его.

– Возвращайся домой, собери свои вещи и вынеси их на дорогу, – велел ему посланник Аллаха.

Тот так и сделал. Когда же он вынес на дорогу свои пожитки, вокруг него тут же столпились люди и принялись спрашивать:

– Что происходит? Что случилось?

– Я пожаловался пророку Мухаммеду, что сосед постоянно обижает меня, и он велел мне вернуться домой, собрать свои вещи и вы нести их на дорогу, – объяснил тот, кто ходил за советом к посланнику Аллаха. – И теперь я сделал все в точности, как он сказал мне.

– Ах, какой нехороший у тебя сосед! – посочувствовали ему люди. – Всемогущий Аллах да лишит его своей милости и покарает его за содеянное!

А злой сосед, услышав шум на улице и выглянув из дома, испугался, когда понял, что речь идет о нем, подбежал к тому человеку, которого он так часто обижал, и прилюдно попросил у него прощения, поклявшись именем Аллаха, что впредь никогда больше не станет чинить ему обиды.

3.49. В своей умме посланник Аллаха поставил воровство вне закона, но особенно постыдным он считал кражи у близких людей.

– Гораздо меньший грех обокрасть десять домов, – говорил он, – чем обворовать дом соседа.

О любопытных

3.50. Пророк Мухаммед не любил не только подслушивающих, но и подглядывающих и говорил, что не следует впускать в дом тех, кто, не дождавшись разрешения хозяев, осмелился зайти внутрь взглядом.

Рассказывают, что однажды к дому посланника Аллаха подошел бедуин, увидел, что дверь прикрыта не полностью, и бесцеремонно приник глазом к щелке.

Почувствовав, что за ним наблюдает непрошеный посетитель, пророк взял стрелу и сделал вид, что намеревается выколоть ему глаз. Бедуин испугался и убежал прочь. А пророк пробормотал:

– Если бы ты не убрался отсюда, я выколол бы тебе глаз.

3.51. В другой раз люди слышали, как посланник Аллаха сказал:

– Если человек заглядывает в твой дом, а ты берешь камешек и выбиваешь ему глаз, то это не твоя вина, и он должен пенять на себя.

О смешливых

3.52. – Поменьше смейтесь, – говорил пророк Мухаммед. – Тот, кто много смеется, убивает свое сердце.

О несправедливости и алчности

3.53. В своих проповедях посланник Аллаха учил справедливости и нестяжательству.

– Страшитесь несправедливости. Несправедливость появится в виде тьмы в День Воскресения. В последние дни моей общины будет извращение истины, злословие и тирания, и начало этому положат люди, творящие несправедливые поступки. Страшитесь алчности. Алчность погубила многих из живших до вас и побудила их проливать кровь друг друга и делать дозволенным то, что для них было запретным.

3.54. Посланник Аллаха осуждал людей жадных и алчных. – Остерегайтесь алчности, – говорил он мусульманам. – Она погубила многих живших до вас. Они проливали кровь друг друга и разрывали родственные узы.

3.55. Порочному человеку присущи мошенничество и жадность.

О любителях роскоши

3.56. Запрещая мусульманам пользоваться посудой из золота и серебра, посланник Аллаха предупреждал, что у тех, кто нарушает это правило и ест или пьет из драгоценных сосудов, в животе будет бушевать адское пламя.

3.57. Однажды к пророку Мухаммеду пришел человек, на пальце у которого был большой золотой перстень с печаткой. Увидев перстень, пророк отвернулся от его владельца. Когда тот человек увидел его отвращение к золоту, он выбросил это кольцо, а вместо него стал носить железное кольцо.

Когда он опять пришел к пророку Мухаммеду, тот снова неодобрительно посмотрел на его новый перстень и сказал:

– Этот еще хуже, ибо так украшают себя люди Огня. Человек ушел, выбросил железный перстень и надел кольцо из серебра, и когда он еще раз пришел к посланнику Аллаха, тот ничего не возразил против такого украшения.

О тех, кто окажутся в убытке

3.58. Тех, у кого одежда волочится по земле, посланник Аллаха ставил вровень с теми, кто оказывают благодеяния, а потом попрекают этим облагодетельствованных, или с торговцами, которые намеренно обманывают покупателей, нахваливая плохой товар.

– Всех их ждет неудача, и они окажутся в убытке, – говорил он.

О том, что земная жизнь определяет судьбу в Следующем Мире

3.59. Однажды посланник Аллаха сказал: – Когда настанет Судный День и Аллах, по милости своей, спасет истинно верующих от Огня, они взойдут на мост, переброшенный между Раем и Адом. И там они будут спрошены о несправедливостях, которые они творили в земной жизни. И только после того как они очистятся и уразумеют истину, им будет разрешено войти в Рай. – Немного помолчав, чтобы слушатели прониклись тем, что услышали, он прибавил: – Именем Того, кто держит в Своей руке душу Мухаммеда, уже в этой жизни каждый мог бы догадаться о том, что его ждет в Следующем Мире.

Из книги Первые шаги в храме автора Русская Православная Церковь

О поведении в храме Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Хадисы без оглавления 586.Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправляя Му‘аза в Йемен, сказал ему:«Ты придёшь к народу, который относится к людям писания, и пусть первым, к чему ты

Из книги Ислам автора Ханников Александр Александрович

Хадисы без оглавления 635.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Пусть никто из вас не постится за день или за два до наступления рамадана, если только он не соблюдает пост

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Хадисы без оглавления 960.Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что трое мужчин подошли к домам супруг Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и начали интересоваться тем, как поклоняется Пророк, мир ему и благословение Аллаха.

Из книги Указание пути ко спасению автора

Хадисы без оглавления 1156.Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Проливать кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что я – посланник

Из книги Чудеса Божии автора Сербский Николай Велимирович

Хадисы без оглавления 1258.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек умер, так и не приняв участия в священной войне и даже не помышляя об этом, то он до самой смерти

Из книги Сотворенная природа глазами биологов. Поведение и чувство животных автора Жданова Татьяна Дмитриевна

Сунна и хадисы Cунна (ар. обычай, пример) – это собрание изречений, поступков, деяний, наставлений и соображений как самого Пророка Мухаммада, так и его ближайших сподвижников и последователей. Они записаны друзьями и близкими Пророка, чтобы рассказать о его жизни другим

Из книги Хадисы о пророке Мухаммеде автора Бурова Ирина Игоревна

О поведении православного христианина в миру Всякий труд, всякое дело и все свои способности направляли Василий и Ольга к единственной цели - спасению. Любовь к Богу и ближнему служила началом всякому их делу. Чудно просвещаемые Словом Божиим и отеческим руководством

Из книги автора

О внешнем поведении О хранении уст. - Как слово есть выражение мысли, чувства, желания, так и, наоборот, слово порождает мысль, чувство, желание, придает им силу, существенность. Слово назидательное порождает и мысли добрые, а слово гнилое порождает и мысли худые. А при

Из книги автора

О видении покойников и их поведении Из моего дневникаОдна старушка из Белграда рассказала нам о смерти своего мужа следующее:"Мой покойный Любо долго лежал парализованный в постели. Сам он не мог ни повернуться, ни шевельнуться. А за несколько дней до смерти говорит: "Вот

Из книги автора

Об инстинктивном поведении Понятие инстинкта (от лат. instinctus - побуждение) появилось в трудах философов еще в III веке до нашей эры. Оно означает врожденную способность живых существ выполнять огромный комплекс определенных стереотипных действий по данной им

Из книги автора

О социальном (общественном) поведении Это поведение характеризуется взаимодействием животных в сообществе себе подобных и межвидовыми взаимоотношениями.Например, в сообществе земноводных социальное поведение его членов может проявляться в виде хорошо управляемого

Из книги автора

Об инстинктивном поведении насекомых Насколько генетически предусмотрено даже в мельчайших деталях инстинктивное поведение насекомых, наиболее наглядно можно представить на примере жизнедеятельности жуков.Врожденные «таланты» трубковертов. Самка трубковерта

Из книги автора

О репродуктивном поведении Одной из основных функций каждого из представителей живого мира является продолжение рода. Поэтому животные наделены для этого, во-первых, всеми необходимыми механизмами, процессами и устройством организма и, во-вторых, – надежным

Из книги автора

О хитрости и пороках в поведении пернатых Склонность к кражам у птиц. Имеется много свидетельств того, как птицы иногда пускаются на грабеж и воровство.Например, поморник может отнять добычу у любой морской птицы. Он будет гоняться за нею до тех пор, пока преследуемая,

Из книги автора

Хадисы о достойном поведении Об истинной вере2.1. Верующий бесхитростен и великодушен.2.2. Верующий не должен ни клеветать, ни проклинать, равно как он не должен грубить или вести себя непристойно.2.3. Веру вобрал в себя тот, кому присущи следующие три качества.