Святой защитник михаил. О помощнике архангеле михаиле Как переводится имя архистратига михаила

  • 05.07.2023

21 ноября Православная Церковь празднует день, посвященный небесному воинству - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Этот праздник, хоть и не входящий в число двунадесятых, тем не менее, имеет большое значение для Церкви, а корнями уходит в глубокую древность.

Он появился в IV веке, и его установление связывается с решением Поместного Ладиокийского собора (около 363 года н.э.), где была осуждена ересь поклонения ангелам и прочим небесным чинам как творцам и повелителям вселенной.

Но, отвергнув мысль о власти ангелов над миром, Церковь провозгласила православное понимание их как служителей Божьих и установила им празднование.

По старому стилю, день праздника приходится на 8 ноября. Почему? В этом есть определенный символизм: ноябрь - девятый месяц от начала года (который прежде считался от марта), что соответствует число ангельских чинов, а восьмой день месяца - намек на восьмой день творения, когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним».

Небесная иерархия

Существует предание Церкви, отраженное у Псевдо-Дионисия Ареопагита опирается на упоминания ангельских чинов в Посланиях св. ап. Павла и других текстах Писания. Согласно ему, небесные силы делятся на три иерархии, каждую из которых в свою очередь составляют три чина. В первую, высшую, иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы - пламенеющие, огненные - величайшие из духов, горящие любовью к Богу и зажигающие ею других. Херувимы - воплощение премудрости Божьей, помощники в подлинном Богопознании. Престолы - служители Божьего правосудия.

Вторую иерархию составляют Господства, Силы и Власти. Господства властвуют над всеми чинами Ангелов, кто находится под ними, а также - над земными властителями. Именно они учат людей владычествовать над своими искушениями и страстями, побеждать их и управлять ими. Силы помогают в духовном укреплении, несут людям чудеса и дар чудотворения для Божьих избранников. Власти стоят на страже перед ухищрениями и нападениями дьявола и помогают борющимся с ними отвергать его нападки.

В третью иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала правят вселенной (не самовольно, как учили еретики, и не как творцы, а как наместники Божьи) и учат земные власти править не ради себя, а для Бога и для людей. Архангелы - открывают волю Божью. Ближе всего к нам Ангелы - наши наставники к праведной жизни, хранители и помощники в исполнении заповедей Господних.

Почему Архангел выше серафимов?

Если чинов целых девять, а Архангелы находятся в третьей иерархии, то почему же праздник называется Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных? Почему именно Архангел Михаил вознесен над прочими чинами?


Архангел Михаил, фреска собора Святой Софии в Киеве, XI в.

Для Господа не существует утвержденных иерархий. Именно Архангел Михаил поставлен Им над всеми девятью ангельскими чинами. Как повествует предание, именно Михаил, чье имя в переводе означает «кто как Бог?», в начале времен, когда сатана взбунтовался против Господа, воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" и сокрушил отступника. С тех пор Михаил не просто Архангел - он Архистратиг, предводитель всего ангельского воинства.

Об Архангеле Михаиле повествует как Ветхий, так и Новый завет. Он хранит наш мир от первого дня и будет хранить до самого последнего: как вначале времен Архистратиг сражался с отступником Денницей, так и в конце сразится с Драконом-дьяволом и победит его. А Писание позволяет проследить, как имя славного Архангела появляется в ключевые моменты библейской истории.

Христиане веруют, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей, хотя на это нет прямых указаний в Писании. Однако, эта традиция нашла свое отражение в иконографии: нимб архангела Михаила нередко состоит из растительного орнамента, что намекает на его место у райского сада.

Князь народа Израильского…

Архангел Михаил стал хранителем народа Израилева при выходе его из Египта. Он шел перед ними во время их пути в Землю Обетованную - ночью в виде огненного столпа, днем - в виде облачного. Через архангела Михаила явилась сила и воля Божья, погубившая фараона и его воинов, мчавшихся за израильтянами.

Архангел Михаил явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона: «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» и далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15).

Архангел Михаил спас трех отроков из пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95).

Михаил всячески помогал своим собратьям, как сказано в книге пророка Даниила. К пророку явился архангел Гавриил и рассказал, как тяжек был его путь: «… князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских… Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего».

Пророк Даниил узнал и записал также волю Божью об участии архангела Михаила в последней Битве: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге

Архангел Михаил спорил с дьяволом о теле пророка Моисея. По воле Божьей оно должно было остаться скрытым от его народа, дабы тот не устроил себе «культа Моисея» и, при склонности ветхозаветных израильтян к отпадению от Единого Бога, не превратил останки пророка в предмет языческого поклонения. Дьявол же, конечно, весьма хотел, чтобы случилось именно так, но на его пути встал Михаил.

Это место из Писания свидетельствует не только о вечном прямом противостоянии Архистратига и Падшего, но и о удивительном смирении Михаила: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Наделенный величайшей силой, которая только была, есть и будет у тварных созданий, Михаил тем не менее всецело уповает лишь на Божью волю и Его запрет. Интересно, что этот текст известен нам уже из новозаветного Послания апостола Иуды, хотя корнями восходит к иудейскому апокрифу об успении Моисея.

Последняя битва

А самое, пожалуй, известное свидетельство об Архангеле-Архистратиге содержится в Откровении святого Иоанна Богослова. Это слова об участии Михаила в битве Судного дня. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале).

Помимо Писания, Михаил занимает немало места и в христианском Предании. Так, именно архангелу Михаилу «вручена» труба Страшного Суда, которая должна своим звуком поднять из гробов и могил всех усопших от начала времен.

Архангел Михаил в апокрифах

Согласно некоторым христианским апокрифам, таким, например, как неканоническое Евангелие от Никодима, в котором содержится рассказ о схождении Христа в ад, гласит, что именно Михаилу были препоручены души праведников, ждавших спасения.
Феофан Грек. Архангел Михаил. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения. XIV в. Новгород Великий.

Именно Архистратиг, согласно другому апокрифу, «Откровению Павла», омывает души праведных перед тем, как им войти в Новый Иерусалим.

А в известном произведении «Хождение Богородицы по мукам» именно архангел Михаил сопутствует Деве Марии в Ее скорбном пути по аду, рассказывает Ей о грешниках и объясняет, чем заслужено то или иное наказание.

Спаситель Рима от чумы и покровитель Нила

К архистратигу Михаилу прибегают с молитвой и как к целителю - ведь кто, как не он, может отогнать мучающего злого духа? Во временя Византии Михаил чтился именно как целитель.

Целителем явился Архангел при одном из самых известных своих чудес: в 590 году Рим косила чума, и свт. Григорий Двоеслов, папа римский, провел торжественное шествие-молебен об избавлении города от бедствия. Тогда явился архангел Михаил, и папа увидел, как Архистратиг вкладывает меч в ножны. С того дня чума пошла на убыль.

Замок Святого Ангела в Риме

Интересно, что христиане копты посвятили Архангелу Михаилу Нил, и 12 июня, в день разлива реки, празднуют и благодарят за это Архистратига.

На Руси Архангел Михаил известен чудом спасения Новгорода Великого от Батыя в 1239 году. Согласно Волоколамскому патерику, Господь и Пречистая Дева послали Архангела, чтобы тот заслонил путь хану. Батый сам свидетельствовал об этом, увидев в Киеве фреску с изображением Архангела: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Михаил в Писании и Предании известен более других ангельских сил, за исключением, пожалуй, Архангела Гавриила - вестника Божьего. Но не стоит забывать, что Михаил сражается не в одиночку и сегодняшний праздник посвящен не ему одному, но всему небесному воинству. Целый сонм Ангелов, Архангелов, Начал, Сил, Властей, Престолов, Господств, Херувимов и Серафимов сражается за наши души и всегда готовы молить за нас перед Богом и противостоять дьяволу.

Бесплотные силы небесные, называемые ангелами, невидимые земным обитателям, являются Божьими вестниками. Именно так переводится слово «ангел» с греческого языка. Нередко именно ангелы доносят до простых смертных волю Господа Бога.

В небесной иерархии есть силы, которые по сравнению с другими несут более возвышенное служение, и потому к их названию добавляется частица «архи-», означающая высшее положение, старшинство. Такие ангелы называются архангелами. Таков и Архангел Михаил, имя которого с древнееврейского переводится «Кто как Бог».

Воин и Архистратиг, чудотворец

Иногда святого изображают с мечом. «Вождь войска Господня» - так величает этого архангела Священное Писание. Он является главным борцом против существующего в мире Зла и возглавляет небесное воинство. Потому его называют еще и архистратигом, то есть старшим воином, военачальником, вождем.

Почти все иконы представляют Архангела Михаила одетым в воинские доспехи и вооруженным мечом (копьем). Ведь он был первым, кто поднял светлое небесное воинство на борьбу с падшими ангелами во главе с Люцифером, победил их и низверг «в глубины преисподней».

А битва между Добром и Злом продолжается и по сей день, но - уже на земле. Это битва за души человеческие, и потому каждый из нас, живущих здесь, - невольный ее участник на той или другой стороне.

Самое значительное чудо, совершенное Архангелом Михаилом в Хонех, удостоено даже особого празднования.

В начале новой эры в одной фригийской местности был храм в честь Архистратига и целебный источник рядом с ним. Храм этот был сооружен одним горожанином в благодарность Богу и святому Архангелу Михаилу за исцеление от немоты его дочери.

Архистратиг Михаил открыл тому во сне, что девушка обретет дар речи, испив воды из этого источника. Так и случилось. А к святому источнику с тех пор стали приходить не только христиане, но и язычники, многие из которых уверовали во Христа. Помогал этому и пономарь Архипп, долгое время служивший в храме.

Чудо в Хонех. Злобясь на христиан вообще, а на Архиппа особенно, язычники задумали храм уничтожить, а заодно и погубить его усердного служителя. Они соединили две горные реки в одно русло и направили поток к храму.

По усердной молитве Архиппа у церкви явился сам Архангел и, ударив своим жезлом гору, открыл в ней широкую расселину, куда и устремились бурлящие воды. Храм, таким образом, остался невредимым. А это место стало называться Хоны - «расселина, отверстие».

В Церкви установлено два дня празднования в честь Архангела Михаила: 19 сентября вспоминается сотворенное им чудо в Хонех, а 21 ноября с начала IV столетия отмечается Собор Архангела Михаила, обозначающий совокупность всех Небесных Сил Бесплотных во главе с Архистратигом Михаилом. Обращаться к нему с молитвой особенно рекомендуется в эти дни.

Старинная литература хранит множество упоминаний о чудесах, сотворенных Великим Ангелом. Одно из них произошло на нашей земле. В начале XIII века Архангел помог новгородцам противостоять нашествию хана Батыя. Он буквально встал перед супостатами, запретив им входить в крепостные стены, и великая война была остановлена.

Защита и опора: в каких случаях

Главная цель ангелов - борьба с нечистыми духами - не заслоняет и заботы о земных людях, помощи в их различных бедах и болезнях.

Христианская история сохранила немало фактов такой чудесной помощи, явленной архангелом. О почитании святого Архистратига Михаила в народе свидетельствует великое множество православных церквей, освященных в его честь. Исконно он считается защитником и покровителем воинов.

Икона Архангела Михаила почитается как чудотворная. Молятся ему в таких случаях:

Немного необычной представляется ипостась Архистратига как целителя. Однако это не лишено разумного основания, дошедшего до наших дней из глубокой древности. Ранние христиане считали, что источник всех болезней - козни злых духов, а раз Архангел Михаил их победитель, следовательно, и избавить от болезней в его силах.

И эта мысль подтверждается множеством исцелений, происходящих по молитвам к ангельскому вождю. Неспроста в более ранней традиции было создание часовен в честь Архангела при больницах, или же лечебные учреждения строили как можно ближе к Свято-Михайловским храмам городов и весей. При монастырях, созданных в его честь, нередки святые источники, где происходили буквально чудесные исцеления.

Покровительствует Святой Архангел пострадавшим в ходе военных действий и от сил стихии, утешает в великих печалях и скорбях, тревоге и растерянности. Маленькие чудеса являет он по молитве школьникам и студентам при сдаче экзаменов.

Архангела Михаила еще видят защитником спящих, а также душ усопших, охраняющим их в пути к Престолу Божию от темных сил, которые стараются утащить наши грешные души в свой темный мир. Считается также, что Великий Святой Ангел способен вымолить у Бога прощение грехов людей, которые в земной своей жизни совершали хоть какие-то добрые поступки и дела.

Молиться святому лучше в Михайловы дни. Существует и такая версия: в Михайловы дни (помните, 18 сентября и 21 ноября?) надо усиленно молиться о душах умерших: ведь живые могут помолиться за себя сами, пойти в церковь, поставить свечу, заказать молебен, а мертвые сделать этого не в состоянии и могут лишь рассчитывать на память и молитвы живущих близких.

По свидетельству святых отцов, в эти дни Архистратиг Михаил сам опускает свое крыло в ад, и когда в это время живые молятся об усопших, Господь прощает последним их грехи, даже может облегчить участь самоубийц.

А молитва с земным поклоном - самая простейшая: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, даруй Царствие Небесное, прости вольные или невольные согрешения рабам Твоим (имена)» - может помочь вымолить родных из преисподней.

Несколько слов о молебне

К сожалению, современные молодые люди существуют далеко от Церкви и живут по старой русской присказке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» - и только когда приходит беда, вспоминают о Боге и святых Его, заказывают молебны, кладут поклоны. Но ведь и к святым надо обращаться грамотно. Для начала:

  • попросить прощения у обиженных вами людей;
  • перестать осуждать окружающих;
  • не сквернословить;
  • и уж, конечно, не употреблять алкоголь, наркотики и психотропы.

Лишь после этого можно обращаться за помощью ко всем святым и бесплотным Небесным Силам.

Молебен Архангелу Михаилу можно заказать в любом храме в любой день, когда там есть служба. Заказывается он точно так же, как и другим святым: на подаваемой записке пишется, кому посвящена служба, с какой просьбой обращаются и имена людей, за которых необходимо помолиться. Равным образом можно заказать богослужение как за живых, так и за усопших.

Такой молебен может быть совмещен с акафистом. Последний можно читать и дома, стоя перед иконой Архистратига. Текст акафиста:

Избранный Небесных сил воеводо и рода человеческаго заступниче, сие тебе, иже тобою от скорбных избавляеми, благодарственное приносим пение: ты же, яко предстояй Престолу Царя Славы, от всяких нас бед свобождай, да с верою и любовию в похвалу тебе зовем:

Яко ангельских огнезрачных ликов предстоятеля, ангельскими убо и языки подобаше восхвалити тя, Михаиле; но дондеже вразумляемии тобою навыкнем безплотных глаголом, услыши, аще и от человеческих, обаче благодарных устен, сицевая:

  • Радуйся, звездо мира первообразная;
  • Радуйся, свеще истины и правды златозарная.
  • Радуйся, лучей света несозданнаго первый во ангельских ликостояниях приемниче.
  • Радуйся, Ангелов начальниче.
  • Радуйся, в нем же наивящше светлеется слава Творческия Десницы.
  • Радуйся, имже красуются соборы всех существ безплотных.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Провидяще веры очесы величие духовныя красоты и силу молниеносныя десницы твоея, Архангеле Божий, мы, яко земнии и плотию обложеннии, удивлением, радостию и благодарением ко Творцу всяческих исполняемся, зовуще со всеми Небесными силами: Аллилуиа.

Разум чист и свободен от страстей испроси нам, пречудный Михаиле, Небесных чинов начальниче, да, вознесшеся мыслию от земных к Небесным, хвалебную песнь воспоем ти сице:

  • Радуйся, Божия неизреченныя красоты и доброты ближайший зрителю.
  • Радуйся, всеблагих советов Пресвятыя Троицы приискренний таинниче.
  • Радуйся, превечных судеб Троических верный исполнителю.
  • Радуйся, емуже с любовию удивляются Небесная воинства.
  • Радуйся, егоже с верою прославляют земнороднии.
  • Радуйся, егоже трепещут адския силы.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Силу необоримыя ревности по славе Божией в себе являя, стал еси во главе ликов ангельских, Михаиле, противу дышащаго злобою прегордаго Денницы, ему же со темными клевреты его с высоты небесныя в преисподнюю низвержену сущу, воинства Небесная, тобою преславне водимая, с веселием, яко едиными усты, пред Престолом Божиим возгласиша: Аллилуиа.

Имать тебе, Архангеле Михаиле, весь род христианский велика заступника и дивна во бранех с противными помощника; сего ради пречуднаго покрова твоего сподобитися желающе, в день торжества твоего взываем ти сице:

  • Радуйся, имже сатана, яко молния, с небесе низвержеся.
  • Радуйся, имже хранимый род человеческий к небеси восходит.
  • Радуйся, всесветлаго мира Горняго предивное украшение.
  • Радуйся, падшаго мира дольняго преславное заступление.
  • Радуйся, николиже силами зла побежденный.
  • Радуйся, со всеми Ангелы Божиими в истине и правде на веки благодатию Божиею утвержденный.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Бури искушений и бед избави нас, Ангелов первопрестольниче, с любовию и радостию пресветлое торжество твое совершающих; ты бо еси в бедах великий помощник и в час смерти от злых духов хранитель и заступник всех, вопиющих твоему и нашему Владыце и Богу: Аллилуиа.

Видяще твое противу полчищ сатанинских дерзновение, вси чинове ангельскии с радостию подвигошася во след тебе на брань за Имя и славу своего Владыки, вопиюще: кто яко Бог? Мы же, ведуще сатану под ногама твоима повержена, тебе, яко победителю, зовем:

  • Радуйся, имже мир и тишина на небеси водворишася.
  • Радуйся, от негоже духове злобы даже до ада низложишася.
  • Радуйся, ангельския воинства и силы мира невидимаго ко истреблению зла направляяй.
  • Радуйся, прю и возмущение стихий мира видимаго незримо укрощаяй.
  • Радуйся, подъемлющих брань к духовом злобы поднебесным дивным споборниче.
  • Радуйся, изнемогающих во искушениих и напастех века сего крепки и помощниче.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Боготочный источник превеликих чудес явился еси во храме твоем, иже в Хонех; не точию бо змий великий и страшный, на месте том пребывавый, силою твоею потребися, но и струи водныя, всякий недуг телесный врачующия, открышася, да вси прославляющему тя Владыце Ангелов с верою зовут: Аллилуиа.

Слышаще и ведуще тя яко светило великое, посреде ликов ангельских блистающася, пречудный Михаиле, к тебе, по Бозе и Пресвятей Матери Божией, прибегаем: озари лучами света твоего всех нас, вопиющих ти сице:

  • Радуйся, вождю и хранителю в пустыни народа богоизбраннаго.
  • Радуйся, высокий посредниче закона, рукою Моисея на Синаи даннаго.
  • Радуйся, у негоже судии и вожди Израилевы силу и покров обретаху.
  • Радуйся, чрез негоже пророцы и первосвященницы иудейстии дар ведения от Всеведущаго Бога приимаху.
  • Радуйся, богобоязненныя законодавцы тайною премудростию снабдеваяй.
  • Радуйся, суд и правду творящим благость на сердце полагаяй.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Провозвестника тя Божиих судеб егда узре некогда Маное, недоумения и страха исполнися, мня не жити ктому на земли; научен же от жены своея о благости явления и кротости словес твоих, в радости о имевшем родитися, по словеси твоему, сыне своем Сампсоне, благодарне возопи Богу: Аллилуиа.

Возсиял еси пречудно славою, Михаиле, егда во образе человечесте пред Иисусом Навином стал еси, глаголя: иззуй сапог с ногу твоею, - аз есмь Архистратиг силы Господни. Таковому явлению твоему чудящеся, с любовию вопием ти:

  • Радуйся, боговенчанных глав неусыпный охранителю.
  • Радуйся, противляющихся власти, яко Божию повелению противящихся, скорый низложителю.
  • Радуйся, усмирителю народных треволнений.
  • Радуйся, незримый упразднителю злочестивых обычаев.
  • Радуйся, яко ты просвещаеши сомнящихся в час лютых недоумений.
  • Радуйся, яко ты исхищаеши искушаемых от пагубоносных наваждений.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Хотяй Владыка всяческих показати, яко жребии сынов человеческих не самослучайнии суть, но в Деснице Его выну содержатся, даде тя царствам земным заступника и хранителя, да племена и народы к вечному Царствию Божию уготовляеши; сего ради вси, ведущии о велицем служении твоем спасению человеческому, благодарне зовут Богу: Аллилуиа.

Новая чудеса показа нам, Архистратиже, тобою на земли всех чудес Творец и Владыка, егда храм, во имя твое созданный, от потопления водами речными дивно спасл еси, струям потока в недра земная устремитися повелевый; еже видя блаженный Архипп с духовными чады своими, благодарне к тебе возопи:

  • Радуйся, святых храмов Божиих несокрушимая оградо.
  • Радуйся, врагом веры Христовы необоримая преградо.
  • Радуйся, егоже велению стихии покоряются.
  • Радуйся, имже вси злобнии замыслы сокрушаются.
  • Радуйся, верным радость от Престола Вседержителя износящий.
  • Радуйся, неверных на стезю правды и истины приводящий.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Странное чудо силы твоея, Архистратиже Божий, уведе на себе Аввакум, егда по манию Божию восхитив, принесл еси его скоротечне от Иудеи в Вавилон, дати пищу Даниилу, в рове со львы заключену; темже удивлься превеликому действию силы твоея, возопи с верою: Аллилуиа.

Весь еси в вышних, Михаиле, Престолу Царя Славы предстояй, не далек еси и от нижних, ратуя выну со врагами спасения человеческаго; темже вси, вожделеннаго Отечества. Небеснаго достигнути хотящии, согласно тебе зовут:

  • Радуйся, начальниче трисвятаго ангельскаго пения.
  • Радуйся, земнородных присно готовый предстателю и хранителю.
  • Радуйся, прегордаго фараона с неверными египтяны поразивый страннообразно.
  • Радуйся, верныя иудеи путеводивый в пустыни преславно.
  • Радуйся, имже угасися пламень пещи вавилонския.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Вси иноцы Святыя Горы Афонския в радостный трепет приидоша, видяще, како богобоязненна отрока, неистовно от нечестивых златолюбцев во глубину морскую с камнем повержена, спасл еси; темже приявшая его обитель, именем твоим красующися, благодарне взывает ко Господу: Аллилуиа.

Витий глаголы и любомудров смыслы не довлеют ко изглаголанию силы твоея, Михаиле, како во едину нощь сто семьдесят и пять тысящ поразил еси от воев царя ассирийска Сеннахирима, да накажется прочее не хулити Имя Господне; мы же, почитающе святую ревность твою о славе Бога Истиннаго, с веселием зовем ти сице:

  • Радуйся, православных воинств непобедимый воеводо.
  • Радуйся, зловерных ратей страх и низложение.
  • Радуйся, правыя веры и богопочитания насадителю.
  • Радуйся, душевредных ересей и расколов искоренителю.
  • Радуйся, благочестивыя Маккавеи на поле брани многажды укрепивый.
  • Радуйся, нечестиваго вождя Антиохова Илиодора в самем храме поразивый.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Спастися хотящим нам буди помощник тверд, Архистратиже Божий, избавляяй и храняй нас от бед и напастей паче же от злых навыков и грехов наших, да, преспевающе в вере, надежде и любви Христове, с радостию о предивнем заступлении твоем ко Владыце Ангелов и человеков благодарне зовем: Аллилуиа.

Стена еси верующим человеком, Архистратиже Божий, и столп крепок во бранех со врагами видимыми и невидимыми; сего ради от сетей бесовских тобою избавляеми, благодарным сердцем и усты зовем сице:

  • Радуйся, врагом веры и сопротивником Святыя Церкве непобедимый противоборниче.
  • Радуйся, смиренным провозвестником Евангелиа неутомимый споспешниче.
  • Радуйся, во тьме зловерия седящих светом веры Христовы просвещаяй.
  • Радуйся, лжемудрием объюродевших на стезю истины и покаяния наставляяй.
  • Радуйся, грозный отмстителю кленущимся Именем Божиим всуе.
  • Радуйся, молниеносный карателю глумящихся безумие о таинствах святыя веры.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Пение всякое хвалебное побеждается множеством чудес твоих, Архистратиже Божий, яко совершена суть тобою не точию на небеси и на земли, но и в темных сенех преисподней, идеже глубиннаго змия связал еси узами силы Господней, да избавляемии от злобы его благословят Владыку небесе и земли, зовуще: Аллилуиа.

Светоносный служитель истины и чистоты богопочитания явился еси, Архистратиже, егда, провидя козни духа тьмы, воспретил еси ему Именем Божиим, да не дерзнет сокровенное тело почившаго вождя Израилева Моисеа явити ко обожению чувственным сыновом Израилевым; сего ради, чтуще ныне благосветлый собор твой, благодарне вопием ти:

  • Радуйся, чистоту боговедения во дни Ветхаго Завета среди иудеев сохранивый.
  • Радуйся, плевелы заблуждений во дни Новыя благодати многажды искоренивый.
  • Радуйся, языческих прорицалищ и кумиров истребителю.
  • Радуйся, христианских подвижников и страстотерпцев укрепителю.
  • Радуйся, немощныя духом силою благодати Божия исполняяй.
  • Радуйся, изнемогающия плотию всеоружием веры облекаяй.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

Благодать от Бога с Небесе испроси нам, поющим во славу всечестнаго имене твоего, Михаиле, да, осеняеми твоим заступлением, во всяком благочестии и чистоте поживем, дондеже, отрешеннии смертию от уз плоти, сподобимся предстати огнезрачному Престолу Царя славы и с лики ангельскими возопити: Аллилуиа.

Поюще многообразная твоя чудеса, Михаиле, во спасение наше содеянная, молим Господа и Владыку всяческих, да дух ревности по славе Божией, иже в тебе, николиже оскудеет и в нас, зовущих ти сице:

  • Радуйся, верных рабов Божиих во время благопотребно на высоту власти предивне поставляяй.
  • Радуйся, продерзых и недостойных с высоты силы и славы незримо низлагаяй.
  • Радуйся, в день последний избранных от четырех концов земли имеяй собрати.
  • Радуйся, имже грешныя, яко плевелы, по гласу Божию огню вечному преданы будут.
  • Радуйся, имже сатана со ангелы его во езеро огненное на веки повергнется.
  • Радуйся, имже праведниц во обителех Отца Небеснаго преславне водворятся.
  • Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.

О пречудный Архангелов и Ангелов начальниче, за предивное служение твое спасению рода человеческаго приими от нас возносимый к тебе ныне глас хвалы и благодарения и, яко исполнь силы Божией, покрый нас невещественныма крилома твоима от всех враг видимых и невидимых, да прославляемому тобою и прославившему тя Господу выну зовем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

А на каждый день пригодится такая молитва:

к Архангелу Михаилу о заступлении, помощи и от болезней

О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его.

О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Молясь Святому Архангелу, надо четко представлять, что молитва-то по большому счету возносится к Богу, который посредством Своих святых помощников может удовлетворить нашу просьбу. А может и не удовлетворить: на все Его воля, и пути Господни неисповедимы. Главное - принять исполненное с благодарностью, а неисполненное - с достойным смирением.

Архангел Михаил — небесный покровитель
Свято-МИХАЙЛО-Афонского монастыря

Ангельский мир

Мир ангелов — мир невидимый, сотворенный Богом раньше видимого мира. Мы почти ничего не знаем об этом мире, поскольку в Библии он не описан.

Ангелы — существа духовные, обладающие личностью, умом, волей и могуществом. Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», в этом слове определено их назначение. Ангелы - посланники Божии, то есть посредники в осуществлении воли Бога относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Кроме этого ангелы ходатаи за людей пред Богом и воины в борьбе с Его врагами. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение Богу по сравнению с другими ангелами.

Архангел Михаил в Священном Писании

Михаил — главный архангел. Его имя упоминается и в Ветхом, и в Новом Заветах. При этом, как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако его имя упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила (Дан.10:13, 21; 12:1).

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем войска Господня», он главный борец против зла, существующего в мире. Отсюда его церковное «имя» - архистратиг, то есть старший воин, вождь, военачальник. Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами, имя его в переводе с еврейского значит «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.

Когда один из наиболее приближенных к Богу ангелов — Люцифер (в переводе с латыни — «светоносный» или утренняя звезда, «Денница») удалился от Бога настолько, что стал источником зла, и увлек за собой треть ангелов, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.., буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Архангел Михаил первым призвал всех не увлекшихся пагубным примером ангелов к борьбе с дьявольским искушением: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!». Он со своим войском одержал победу в битве против Люцифера и его бесов (падших ангелов), которые были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Это противоборство между добром и злом теперь продолжается на земле, все люди являются его участниками.

Ангельская иерархия

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно Дионисию ангельская иерархия состоит из 3 триад:

Первый лик ангелов

  • Серафимы (пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6:2-3));
  • Херувимы (распространители познания, излияние мудрости, просвещение (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11));
  • Престолы (на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой (Иез 1:15-21; 10:1-17)).

Второй лик ангелов

  • Господства (наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения (Кол. 1:16));
  • Силы (творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим (Рим. 8:38; Еф. 1:21));
  • Власти (имеют власть укрощать силу дьявола (Кол. 1:16)).

Третий лик ангелов

  • Начала (им поручено управлять Вселенной и стихиями природы (Рим. 8:38; Еф. 1,21; Кол. 1:16));
  • Архангелы (учители небесные, учат людей, как поступать в жизни (Откр 12:7));
  • Ангелы (наиболее близки к людям, они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни).

Священное Писание нас учит, что великий духовный мир, населен разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Ангелы — это общее имя для всех чинов Небесной Иерархии, так как слово «Ангел» это название не существа, а служения, как о них и пишет Апостол Павел в Послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14).

Непостижимость ангельского мира

В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).

Митрополит Кирилл объясняет: «Ангелы - реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом. «Смотрите, - говорит Слово Божие, - не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18. 10).

Святитель Григорий Богослов указывает, что ангельский мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове». В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия,- в точности знает только один Бог».

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Из Священного Писания и Священного Предания Церкви мы знаем, что над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.

О роли архангела Михаила

Архангел Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. Почитается он как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в печали и хранитель спящего человека. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием архангела Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал также почитаться как защитник душ умерших.

Архангел Михаил часто изображается в воинских доспехах с копьем или мечом в руке, потому что и после победы в этой битве архистратиг не перестает бороться за славу Бога и за дело спасения человеческого рода. И, согласно, Откровению Иоанна Богослова во время последней битвы небесных и дьявольских сил Михаил и его ангелы опять низвергнут Люцифера вместе с его войском: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).

Как защитник и покровитель иудейского народа, Архангел Михаил предводительствует израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), он встает на пути Валаама, чтобы уберечь народ израильский от проклятий и поражения от Моавитян (Числ. 22). Михаил помогает Иисусу Навину (одному из главных помощников Моисея и его преемнику) при завоевании израильтянами Обетованной земли (Нав.5:13-15). Он уничтожает армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Архангел Михаил является пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства (Дан. 10:13, 21). И хотя не во всех местах Библии помогающий ангел назван по имени, христианская традиция отождествляет этого ангела с архангелом Михаилом. В Ветхом Завете архангел Михаил выступает Ангелом Хранителем только израильского народа, в Новом Завете Православная Церковь признает его покровителем и защитником каждого праведного христианина.

Апокрифические источники описывают архангела Михаила как хранителя душ умерших:

  • Иисус Христос после своего сошествия во ад, вверил Михаилу души праведников, чтобы он сопроводил их в рай («Евангелие от Никодима»).
  • Архангел Михаил совершает ритуал омовения души умершего перед ее входом в Небесный Иерусалим («Откровение Павла»).
  • Он сопровождает Деву Марию по аду, объясняя ей причины мучений грешников («Хождение Богородицы по мукам»).

Большая роль отводится архангелу Михаилу и в дни будущих испытаний, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога и призовут людей на Страшный суд. Помимо низвержения дракона в небесной битве «добра и зла», Архангел Михаил и его армия будут помогать праведным людям в период предстоящих преследований при Антихристе.

В ведении архангела Михаила также Книга жизни, в которой запечатлены все человеческие судьбы и грехи. Об этом пророчествовал Даниил: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены, будут записанными в книге» (Дан.12:1). Такое представление о Михаиле нашло своё отражение в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

В одной из гомилий египетских христиан об архангеле Михаиле (гомилия - проповедь, содержащая истолкование прочитанных мест св. писания) рассказывается о том, как архангел Михаил в день Страшного Суда вымаливает у Бога спасения для грешников, просит не отдавать их дьяволу, соблазнившему их в земной жизни. И после разрешения: «Перестань плакать, о мой избранник Михаил, о мой управитель добрый. Разве хорошо им... те, которые покаялись … войти в эти все муки. Но ради тебя, о мой избранник Михаил, и твоих слез, которые ты пролил из-за них, повелеваю тебе, чтобы ты выполнил все свое желание в отношении тех, которые слева, и причислил их к тем, которые справа от меня», Михаил забирает на правую сторону все души из тех, которые грешили на земле и (вместе с тем все же) сделали немного добра.

С давних времен архангел Михаил очень любим и почитаем верующими людьми. В Византии происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в его честь. Многие больницы строились рядом со Свято-Михайловскими храмами и имели Архангела своим представителем. Императоры и военачальники Византии считали архангела Михаила своим покровителем на войне, поскольку он является Архистратигом Сил Небесных. Чеканились даже монеты с изображением Архангела. Многие знатные люди были похоронены в храмах Архангела Михаила в надежде на его защиту в день Страшного Суда. Согласно греческим преданиям архангел Михаил присутствует при смерти человека.

Истории о чудесах и явлениях архангела Михаила

До нашего времени в виде легенд и преданий дошли несколько историй о чудесах и явлениях архангела Михаила, наиболее известные из них:

«Чудо в Хонех»

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. Появление источника и храма при нем было предсказано еще святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который проповедовал в тех местах. Источник исцелял не только христиан, но и иноверных. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу и архангелу Михаилу, чтобы уберечь святое место, не дать врагам погубить святыню. Тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

«Чума в Риме»

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена его скульптура, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта язычниками архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что язычники были остановлены и, пораженные его явлением, приняли святую веру. Сипонтийские граждане хотели выстроить церковь во имя архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе рядом с городом. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, и другие чудеса совершались в той церкви по молитвам святого архистратига Михаила. Это место, известное как город Монте-Сент-Анджело и сейчас привлекает многочисленных паломников.

«Грешница, ставшая святой»

Евдокия, жившая во времена царствования императора Траяна, была удивительной красоты женщиной. Но, как часто бывает, красота не всегда сопутствует целомудрию, Евдокия увлеклась широким путем удовольствий. Через некоторое время она стала очень богата. В одну из ночей Евдокия услышала под своим окном громкое чтение о Страшном Суде, мучении грешников и всеобщем воздаянии. Наутро она призвала к себе монаха, прося научить ее покаянию. Монах научил ее поститься и молиться о своем спасении. Неделю Евдокия провела в своей комнате в плаче и молитве, и в последний день увидела светозарного юношу, который взял ее за руку и вознес на небо. Юноша назвался архангелом Михаилом и рассказал Евдокии о великой радости на небе о покаянии каждого из грешников. Евдокия приняла крещение и посвятила свою жизнь Господу.

«Спасение отрока близ Афонской горы»

Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного юношу, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

«Спасение наследника»

Согласно истории, некий богатый человек, узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумал его убить. Он оставил его одного в лесу, бросил в море, но юноша благодаря заступничеству архангела Михаила остался невредим. Тогда богач отправил его к своей жене с письмом, в котором просил её погубить отрока, но Михаил заменил письмо требованием немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погиб от собственного меча, который пронзил его, когда тот садился на коня.

«Спасение Новгорода»

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сейми възбрани поити на Великий Новъгородъ» (этот запретил мне идти на Великий Новгород).

«Архангел Михаил и Жанна д"Арк»

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской, был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию - короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем Орлеанском небе и сражался на стороне французов.

«Чудо о Флоре и Лавре»

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых - они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Помощь Архангела Михаила насельникам Мандамадосского монастыря

Сохранилось много историй о том, как архангел Михаил спасал жителей прибрежных селений на островах Эгейского моря во времена расцвета пиратства. Не страшась ничего, пираты грабили селения, сжигали дома, захватывали в плен людей, которых потом продавали в рабство. По горячей молитве жители всегда получали помощь от святого военачальника.

Особенно полюбился пиратам остров Лесбос - богатый и изобильный. Недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил бесплотных, время основания которого теряется в глубине веков. Монастырь был хорошо укреплен, пиратам никак не удавалось преодолеть монастырские стены, но жажда наживы была велика, и они поставили себе задачу, во что бы то ни стало попасть в обитель. Выбрав подходящий момент, после зимней тишины монахи находились в беспечности и не ждали нападения, один из пиратов вскарабкался на стену и уже через минуту открыл монастырские ворота. Монахи так и не успели понять, что же произошло, как были все убиты. В живых остался только послушник Гавриил, который и был свидетелем чуда явления архангела Михаила. Грозный воин с огненным мечом заставил бежать пиратов, позабыв про оружие и награбленное.

А Гавриил в благодарности припал к иконе Архангела Михаила, икона на какое-то мгновение преобразилась - лик стал как живой. Гавриил молил архангела Михаила упокоить души братьев и сподобить его изобразить дивный лик, который он увидел минуту назад. Гавриил, смешав белую глину и кровь своих братьев, начал лепить образ небесного заступника, чувствуя помощь и вдохновение. И чудесным образом руки сами собой изваяли образ грозный, но исполненный Божественной благодати. Чудотворная икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником. Икона совершенно не пострадала от времени. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, благодать творит чудеса с теми, кто прибегает к его образу с верой.

Служители Мандамадосского монастыря трепетно сохраняют легенды о помощи архангела Михаила, здесь и древние истории о том, как он помог с деньгами, которых не хватало на возведение новой церкви, и современные о чудесной помощи уроженцам Мандамадоса в исцелении. Привлекает внимание история о внезапном исчезновении иконы Архангела Михаила из монастыря на целую неделю и чудесном ее возвращении на прежнее место. Это случилось в 1936 году в тот период, когда турки жестоко напали на греческую часть Кипра. Согласно легенде, спустя несколько лет в монастырь приехал мужчина и сразу направился к иконе Архистратига Михаила со словами: «Это мой спаситель!». Когда пономарь монастыря выслушал историю приезжего о боях с турками, он подтвердил, что спасение, несомненно, было от архангела Михаила: «Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезала из храма».

Дни памяти Архангела Михаила

8 ноября/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных (празднование установлено в начале IV века).

В православии одной из ключевых фигур является святой архангел Михаил, день которого отмечается 21 ноября. Перед этим святым преклоняются, ему возносят молитвы. Михаил регулярно помогает простым смертным, о чем есть масса свидетельств. Возникает вопрос: почему Бог выделил именно эту личность, и что вообще нам известно о Михаиле? Какие чудеса сотворил архангел Михаил, в чем его функция? Попробуем разобраться вместе.

Происхождение имени и его интерпретация

Начать следует с имени архангела Михаила, интерпретация которого таит много интересного. Григорий Палама окрестил ангелов «вторыми светами», что это может означать? Антоний Сурожский дает свою трактовку этого определения: ангелы полностью прозрачны, и божественный свет проливается сквозь них на людей. При этом каждый ангел имеет имя, и оно что-то означает. Присвоенное архангелу Гавриилу имя свидетельствует о том, что Господь спасает нас всех. Рафаил исцеляет, он главный врачеватель небесных сил бесплотных.

А вот слово «Михаил» имеет несколько переводов. Самые популярные — «Един Бог» и «Никто как Бог». Митрополит Антоний суммирует эти значения и говорит, что мы должны понимать единство Бога. И должны поклоняться Всевышнему. В этом и кроется смысл имени святого Михаила.

Архангел в канонических текстах

Канонические тексты утверждают, что святой воевода Михаил возглавляет ангельское войско. Об архангеле пишут авторы Нового и Ветхого Заветов. Однако в Ветхом Завете отсутствуют прямые упоминания Михаила, о чем вы узнаете позже. В Писании архангел Михаил ассоциируется с:

  • борцом против зла;
  • вождем божественного войска;
  • князем;
  • архистратигом.

Среди канонических текстов особое место занимает труд «О небесной иерархии», написанный Дионисием Ареопагитом. Книга появилась в первом веке, она описывает всех ангелов, обитающих на небе. Дионисий полагал, что ангелы делятся на триады первого, второго и третьего ликов. К первому лику видимых и невидимых созданий относятся Престолы, Херувимы и Серафимы. Ко второму — Власти, Силы и Господства. А вот третий лик:

  1. Ангелы. Покровительствуют людям, доставляют божественные послания, оберегают нас от зла.
  2. Архангелы. Небесные учителя, наставляют всех на путь истины.
  3. Начала. Управляют природными стихиями.

Получается, в архангеле Михаиле следует видеть духовного учителя и лидера небесного воинства, способного дать отпор всяческому злу. Это служебный дух, подчиняющийся Господу. Но в духовной иерархии святому Михаилу отводится одна из наиболее значимых ролей.

Ветхий Завет

Открыв Священное Писание, мы найдем многочисленные упоминания святого архистратига Михаила. Предводитель небесного воинства сопровождал израильтян по дороге, ведущей из Египта, помогал отыскать им верное направление. Ночью дух превращался в огненный столп, днем — в облачный. Михаилом была оказана помощь Иисусу Навину, когда тот подступил к стенам Иерихона. Чудесная транспортировка пророка Аввакума в Вавилон (прямиком из Иудеи) также была организована могучим архистратигом. Благодаря этому действию томящийся в неволе Даниил был накормлен.

В Ветхом Завете описан случай полного разгрома правителя Ассирии Синаххериба, потерявшего в битве с архангелом Михаилом 185 000 бойцов. Архистратиг спас трех отроков и явился пророку Валааму. А еще было сказано, что лидер небесного воинства восстанет во время Страшного Суда и уничтожит всех, кто не записан в «книге».

Новый Завет

Иуда упоминает святого Михаила в тексте Соборного послания. Мы узнаем, что архистратиг спорил о теле Моисея с дьяволом и запретил тому забирать бренные останки. В этом месте Библии Михаил впервые именуется архангелом — в других разделах этого нет. Моисей убил египтянина, и Сатана пытался доказать предводителю небесного воинства свою власть над пророком. Это же сказание дублируется в некоторых апокрифах («Успение Моисея»).


Откровение Иоанна Богослова — еще один важный источник. Там рассказывается о сражении ангельского воинства, подчинявшегося Михаилу, с десятирогим и семиглавым драконом. Древний змий, согласно священному тексту, был низвергнут. Там же указывается, что дракон был «диаволом и сатаною». Вместе со змием потерпели поражение и демоны («ангелы его»).

Значение архангела Михаила в христианстве

Церковное предание утверждает, что Господь сотворил несметное количество ангелов еще в начале времен. Во главе ангельского сонма был поставлен Денница, который впоследствии поднял бунт и превратился в Сатану. Архангелу Михаилу пришлось вступить в сражение с Денницей, после чего тот был низвергнут с Небес. С той поры святое воинство возглавляют архистратиги Гавриил и Михаил. Вот еще несколько фактов, которые нужно знать о Михаиле:

  1. Архистратигом Михаил именуется с апостольских времен.
  2. Митрополит Макарий отзывался о святом Михаиле, как о «всесильном оружии».
  3. Еще одна сфера деятельности Михаила-архангела — защита душ умерших.
  4. Исцеляющие молитвы, обращенные к святому, способны принести немалую пользу.
  5. Целебные источники, посвященные архангелу, существуют в Малой Азии.
  6. Коптские христиане посвятили Михаилу 12 ноября.

Некоторый интерес представляют апокрифические источники. Согласно этим источникам Михаил неоднократно помогал умершим. Кое-где этот персонаж именуется хранителем душ. На то есть ряд причин:

  • перед тем, как проникнуть на Небеса, душа омывается архангелом;
  • Иисус вверял праведные души архангелу Михаилу — это делалось перед тем, как Спаситель отправился в ад;
  • когда Богородица ходила по аду, ее также сопровождал архистратиг.

На страже Рая и защитник от зла

Со времен падения Сатаны мало что изменилось — архангел Михаил по-прежнему стоит на страже райских врат. В руке архистратиг держит меч, которым и поражает силы зла. Этот факт находит отражение в иконописи. Обратите внимание на нимб Михаила — в него включен растительный орнамент. Эта деталь связана с функцией небесного стража.

Об архангеле Михаиле говорят, как о покровителе воинов. Правда, есть одно важное условие — сражаться необходимо за правое дело. Невидимые враги (демоны, злые духи) постоянно атакуют христиан. Именно Михаилу поручено стоять со своим мечом между нами и тьмой. На некоторых изображениях, кстати, меч отсутствует, зато есть копье. На теле святого — боевые доспехи. Иоанн Богослов пишет, что в будущем темные и светлые войска вновь сойдутся в последней битве — и тогда Люциферу будет суждено испытать повторное поражение.

Чудеса, сотворенные Архангелом

Эффектные чудеса, сотворенные архангелом Михаилом, прочно вошли в историю христианства. Есть предание о том, что житель фригийского городка Колоссы смог исцелить свою дочь, испившую воды из чудесного источника. В благодарность фригиец воздвиг храм и посвятил его Михаилу. Именно таким было начало у чуда в Хонех. Дальше упоминается Архипп Херотопский, прослуживший в местном храме пономарем порядка 60 лет. Этот человек вызывал невероятную злобу язычников, которые в итоге захотели уничтожить церковь.

Язычники действовали коварно — они направили в сторону храма поток, получившийся в результате объединения двух речушек. Чтобы предотвратить бедствие, Архип стал истово молиться, ища утешение в Михаиле. Сложно было придумать кого-то святей архангела — так рассуждал многострадальный пономарь. Архангел Михаил ткнул в гору жезлом, после чего открылась громадная расселина. Воды устремились в пролом, зато сама святыня устояла.


Архангелы, Михаил в частности, упоминаются и в других чудесных рассказах. Вот примеры:

  1. Чума в Риме . Когда в Италии бушевала чума (590 год), папа устроил торжественный молебен. Неизвестно, призывал ли он архангелов — Михаила или кого еще. В итоге Михаила узрели на крыше мавзолея Адриана. После чудесного явления чума прекратилась. Мавзолей переименовали в замок Святого Ангела.
  2. Святая грешница . При императоре Трояне жила красивая римлянка, прославившаяся своим разгульным образом жизни. Об архангеле Михаиле Евдокия не знала, но однажды услышала его голос, повествующий о Страшном Суде. Грешница покаялась, уверовала в Господа, стала поститься и вскоре была вознесена на небеса прекрасным юношей.
  3. Спасение Сипонта . В 630 г. Сипонт (был такой город в Италии) подвергся осаде. Архангел Михаил явился местному епископу, чтобы приободрить горожан. Узрели святого и осаждавшие город язычники, которые тотчас покаялись и приняли, если верить преданию, христианскую веру. В честь этого события на горе воздвигли храм.
  4. Спасение Новгорода . Это чудо произошло в 1239-м году. К Новгороду устремилась армия Батыя, но завоевателю явились Богородица с Михаилом. Перед этим Батый был в Киеве, где узрел фреску с изображением архистратига. В итоге войско повернуло назад.
  5. Спасение наследника . Некий юноша должен был стать обладателем внушительного наследства, но сосед задумал убить юношу из зависти. Богач пробовал оставлять паренька в лесу и топить в морской пучине, но юноша неизменно выживал благодаря помощи архистратига. В итоге убийца принял смерть от собственного клинка, когда пытался оседлать коня.
  6. Жанна д’Арк. Как вы помните, Жанна д’Арк постоянно слышала голоса ангелов, помогавшие ей в принятии решений. Святая дева руководствовалась подсказками этих голосов. Одним из них был Михаил.

Праздники, посвященные Архангелу Михаилу

Православная церковь раньше отмечала день архистратига Михаила 21 ноября. Этот день посвящен не только небесному воеводе, но и другим бесплотным защитникам рода человеческого. Еще один праздник относится к 19 сентября — это воспоминание о чуде, сотворенном архистратигом в Колоссах. О других архангелах в этот день не вспоминают.

Изображения Михаила на иконах

Обычно архангел Михаил изображается иконописцами с копьем в правой руке. При этом левая рука удерживает сферическое зерцало — инструмент предвидения, полученный небесным воеводой от Господа. Поздние иконы запечатлели Михаила с копьем, хоругвью и финиковой ветвью. На этих иконах архистратиг неизменно попирает сатану, осмелившегося бросить вызов Богу. На святых иконах этого типа изображается крест. Иногда в руке архистратига можно увидеть щит и пламенеющий меч.

Определенные изменения в образах архангелов начинают происходить в XII столетии. В иконографии зарождаются мотивы Страшного суда, святые нередко противостоят дьяволу в борьбе за человеческие души. Михаил предстает перед нами в виде грозного воина, вооруженного весами. Обычно вторую чашу весов пытается перевесить Сатана. Вот еще несколько интересных фактов:

  • на некоторых иконах Михаил сопровождает умерших и занимается взвешиванием их душ;
  • на иконах может присутствовать боевой конь;
  • иконостас (северные двери) также становится местом для изображения архистратига;
  • все изображения Михаила святы;
  • «Собор Архистратига Михаила» — одна из самых известных икон такого рода.

В чем и кому помогает Архистратиг Михаил

В канонических текстах Архангел Михаил предстает в виде воина, но молятся ему и вполне мирные граждане. У небесного заступника можно вымолить избавление от скорби, а также испросить заступничества. Если вам требуется защита — смело обращайтесь к этому святому. Архистратиг может защитить что угодно:

  • вашу жизнь;
  • близких вам людей;
  • бизнес;
  • энергетику;
  • планету.

Архистратигу подвластны любые уровни мироздания, так что он защитит вас в любой точке планеты. Православные обращаются к этому святому, чтобы оградить свою семью от зла. Если у вас что-то сломалось или испортилось — начинайте молиться архангелу. Проблема будет решена.

Согласно исследованиям древних писаний, Архангел Михаил смог объединить всех ангелов , не поддавшихся соблазну и оставшихся на стороне Господа, для борьбы против своего брата Люцифера - падшего ангела. Поэтому особое значение эта икона имеет для военнослужащих любой иерархии . Он является главным небесным ангелом, об этом говорит приставка «архи» в слове «архангел».

Кто такие архангелы

Архангелы - это один из 9 ангельских чинов , они наделены сверхчеловеческими способностями. У них есть воля, имя. Они выполняют Божественные поручения.

По мнению духовенства, мир ангелов был создан до мира вещественного. Каждому ангелу присуща индивидуальная личность. Это древнейшие создания, играющие важные роли в истории взаимоотношений между Богом и человеком. Каждый ангел, известный человечеству, имеет свою отдельную иконографию.

Описание святого образа

Ангелы - это бестелесные существа, имеющие свободную волю . Но, в отличие от человека, они никогда не предадут Бога, если однажды выбрали послушание. Иногда они могут стать видимыми, чтобы передать людям Божью волю.

Но как люди решили изображать тех, кто невидим их глазу, и непостижим разуму? Ещё в Ветхом Завете Бог благословил людей на изображение небесных жителей. Это традиция, сформировавшаяся в древние времена. Иконы - это не портреты, а символический способ передать природу и способности ангела в изображении.

Блаженный Феодорит говорил, что ангелы предстают перед людьми в таком виде, который они могли бы воспринять и не поддаться страху. Но их вид не должен вызывать сомнений в том, что это Божий посланник. Такими изображены ангелы на образах.

Иконе Михаила присущи несколько обязательных атрибутов:

Но чтобы развеять все сомнения по поводу того, кто представлен на образе, икону можно опознать по названию - оно пишется возле изображения, сверху или снизу под ним. Икона Архангела Михаила - фото, представленное ниже, поможет ознакомиться с его видом.

Значение иконы Михаила

Внешний вид предводителя небесного воинства на иконах приблизительно одинаков, а вот общая композиция может отличаться. Его могут изображать и по пояс, и в полный рост. В правой руке он может держать копьё либо огненный меч . Иногда на иконе изображают поверженного соперника - врага человеческого рода. Эта сцена описывается в Откровении, и у некоторых пророков. Михаил пронзает дьявола копьём, попирая ногами его тело.

На копье его находится крест, а за спиной развевается алый плащ. Это символизирует о том, что Крестная смерть Спасителя победила тёмные силы. Другие иконы изображают Архангела с мечом (без ножен или с ними). Он выглядит как короткий обоюдный стальной или огненный меч. Левой рукой он может держать щит. Мечу обычно сопутствует кольчуга, подчёркивающая абсолютную готовность к бою и исполнению своего долга.

Изображение в доспехах отсылается к библейскому повествованию, когда Михаил помог царю Иисусу Навину. В таком виде небесный главнокомандующий представлен на многих иконах, где художник хотел подчеркнуть значимость ангела.

Облачение Архангела позаимствовано у римских предводителей: алый плащ, скреплённый узлом на левом плече, короткая туника, металлический панцирь с рельефом, призванный защищать плечи и бёдра.

Множество икон, изображающих Архангела Михаила, свидетельствуют о важной роли этого воина небес в жизни верующих. Он является одной из важнейших персон священной истории, причём не только в прошлом времени, но и в будущем. Пророческие книги Библии описывают предстоящую большую битву Добра и Зла, где в первых рядах будет стоять Михаил. Во многих храмах он изображён на двери, ведущей в алтарь.

Как и где правильно повесить лик

Дома можно разместить икону любого вида и размера, лишь бы она пришлась по душе и подогревала в сердце любовь к Богу. Очень часто люди не знают, где расположить икону Архангела Михаила . На самом деле, место не играет важной роли. Образ - это не талисман и не магическая вещь, он должен создавать молитвенный настрой.

При желании можно поставить икону на специальную полку, на которую можно повесить лампаду. В неё наливают специальное масло - освящённое, не имеющее запаха. Лучше всего его купить в лавке при церкви. Это масло будет гарантированно безопасным. Традиционно им мажут членов семьи после молитвы, перед дальней поездкой или во время болезни, а также перед каким-либо важным событием.

Так как ангелы являются особыми обитателями духовного мира, чтобы люди могли обратиться к ним, были написаны специальные тропари, акафисты, молитвы . Их можно читать дома и в дороге. Совсем небольшому числу праведников удавалось встретиться с настоящим ангелом при жизни.

Считается, что люди отгоняют от себя ангелов, совершая плохие дела.

Особенно важна икона для военнослужащих, так как он является их защитником. Оберегает он и тех, кто проповедует христианскую веру и отстаивает её догмы. Ему молятся при строительстве новых монастырей и храмов. Также небесный военачальник помогает выйти с достоинством из сложных жизненных ситуаций.

Молитвы Архангелу помогают и в других делах. Они способны избавить человека от духовных метаний и сомнений и утвердить в своей вере. Обращаясь к ангелам, можно избавиться от искушений. Эти небесные создания могут прийти к любому человеку, который верит и нуждается в помощи.

В чем помогает Архангел Михаил

Поможет он тем, кто служит на флоте, так что икона с его образом станет для таких людей хорошим подарком. Апокрифы описали некоторые другие роли небесного стража:

  • Он встречает души после смерти и сопровождает их в рай;
  • Подготавливает душу ко входу в небеса;
  • Призван оберегать праведников во времена апокалипсиса и угнетения истиной веры.

Он уникален тем, что появившись ещё до Адама, он покровительствует и оберегает людей от самого начала и даже после смерти. Архистратиг Михаил хранитель Книги Жизни. В неё записываются все человеческие дела - и злые, и добрые. Важная роль ему отведена на Страшном Суде, где он будет защитником грешников, которые при жизни совершили хотя бы чуточку добра.

Непобедимому Ангелу молятся , чтобы:

  • попросить защиты в бою и обрести сиды противостоять врагу;
  • избавиться от тревог и печали;
  • болеющие люди просят исцеления от недугов;
  • молятся также за живых родственников, прося защиты их от соблазнов и духовной слабости.

Также к нему обращаются для спасения душ умерших. Считается, что есть две даты, когда происходят чудеса в мире духовном. Это 19 сентября и 21 ноября. В это время Архангел спускается в ад и гасит огонь взмахом своего крыла. Он выводит оттуда души тех, за кого усердно молились. Об умерших молятся в 12 ночи, называя их по имени. Такая возможность была дарована Святому за борьбу с дьяволом.

Икона Архистратига Михаила поможет в доме от таких бед:

  • Незаконных вторжений, бандитов и воров. Дом будут обходить стороной плохие люди и нечистые силы.
  • Стихийных бедствий, неудач и горя, разбойников, любого вида зла как видимого, так и невидимого.

Важность образа святого

Известность Святого связана с большим количеством чудес. Ещё древние правители Византии считали его своим покровителем во время войн. Его лик чеканили на золотых монетах, а гробницы великих украшали фресками с его изображением. Верующие молятся Михаилу, потому что он играет важную роль на высшем суде - подводит черту человеческим грехам.

Он покровительствует и защищает заблудшие души. Именно он провожает души праведников в рай, ограждая их от недоброжелателей. Святой Михаил является благодетелем для строителей и конюхов.

Считается, что если во время опасностей и бед читать молитву Архангелу, невзгоды пройдут стороной.

Чудеса небесного воеводы

Архангелов почитают не только в Библии, также сохранилась память и о чудесах , совершённых ими. Вот немногие из них:

Молитвенные обращения

Святой помогает верующим людям творить небольшие, но всё же чудеса. Он помогает студентам и школьникам успешно сдавать экзамены. Для этого они должны почитать молитву.

Поможет молитва и тем, кто собирается в дальнюю дорогу или по долгу службы часто уезжает из дома. Архангел помогает предотвратить несчастья. Если молитва исходит от чистого сердца, то Михаил поддержит даже в самой сложной ситуации. Наибольшей силой молитва обладает, если прочитать её в день ангела.

  • войны;
  • беды и скорби;
  • злы силы;
  • смерти и стихийные бедствия.

Он всегда поможет растерянным и тревожным людям, которые не могут найти своё место в жизни. Также он помогает обрести и укрепить веру, оставить позади страхи и тревоги. В особенности те, что с особой силой терзают душу. Существуют молитвы, в которых есть просьба о смелости, силе и выносливости, избавлении от эгоизма и высокомерия для достижения поставленной цели.

Молитва Святому Михаилу должна быть искренней, и тогда он не пройдёт мимо. Его присутствие можно будет ощутить даже на физическом уровне, тёплая энергия пройдёт сквозь тело.

Для надёжной защиты читается эта молитва Архистратигу Михаилу:

О святой Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Покровительство Архангела имеет очень большое значение. Ведь он может защитить от лживых и злых людей, оградить от плохих поступков. Не стоит и забывать о его празднике - дне Михайлова Чуда. Он способен на многое. Ежедневное чтение молитв и обращение к небесному главнокомандующему своими словами поможет укрыть дом и его обитателей от зла.